Глобальные рейтинги университетов как новое явление в российской высшей школе

  • Александр Леонардович Арефьев Центра социологических исследований Минобрнауки России alexander.arefiev@gmail.com
Для цитирования
Арефьев А. Л. Глобальные рейтинги университетов как новое явление в российской высшей школе. — Социологическая наука и социальная практика, 2015. № 3. С. 5-24.

Аннотация

В статье освещается стартовавший в 2013 году проект по вхождению не менее пяти российских вузов к 2020 году в глобальные рейтинги лучших университетов мира: в Рейтинг университетов мира Таймс (THE), во Всемирный рейтинг университетов мира (QS) и в Академический рейтинг университетов мира (ARWU). Характеризуются методика ранжирования учебных заведений, анализируются обязательства, взятые на себя 15-ю отечественными вузами, ставшими победителями данного проекта (именуемого 5-100) по достижению призовых мест в глобальных рейтингах и первые результаты на этом пути. Отмечается доминирование англо-американских вузов в рейтингах лучших университетов мира и сложность задачи вытеснения их российскими вузами с занимаемых позиций. Рассматриваются также занимаемые отечественными вузами места во всемирном рейтинге Webometrics (оценивающим в первую очередь полноту их представленности в Интернет-пространстве) и анализируются оценки научных достижений российских вузов и НИИ в авторитетном международном рейтинге SCImago (охватывающим учреждения, разрабатывающим свыше 80% мировой научной продукции). Отмечается, что первые два места в рейтинге SCImago по России заняли университеты, расположенные в региональных центрах, имеющих наиболее сильные отделения РАН, между которыми налажено хорошее взаимодействие. Учитывая, что именно академические институты обеспечивают сегодня основной объём значимых научных исследований, автор статьи полагает, что взаимная интеграция научных ресурсов Российской академии наук и отечественной высшей школы является наиболее эффективной мерой для повышения международной конкурентоспособности научных достижений российских вузов.
Ключевые слова:
проект 5–100, глобальные рейтинги, лучшие университеты мира, показатели

Биография автора

Александр Леонардович Арефьев, Центра социологических исследований Минобрнауки России
кандидат исторических наук, зам. директора по научной работе 

Литература

Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. М.: Центр социологических исследований, 2014. — 504 с.



Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Индикаторы науки и технологии: история, методология, стандарты измерения М: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2014. — 180 с.



At the heart of the higher education debate [Электронный ресурс] // THE URL: http://www. timeshighereducation. co. uk (дата обращения: 21.07.2014).



Worldwide university rankings, guides and events [Электронный ресурс] // Topuniversities URL: http://www. topuniversities. com (дата обращения: 21.07.2014)



ARWU [Электронный ресурс] // Academic ranking of world universities URL: http://www. shanghairanking. com (дата обращения: 21.07.2014).



Ranking Web of Universities [Электронный ресурс] // URL: http://www. webometrics. info (дата обращения: 21.07.2014)



Scimago institutions rankings [Электронный ресурс] // SIR URL: http:// www. scimagoir. com (дата обращения: 21.07.2014).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Арефьев, А. Л. (2015) ’Глобальные рейтинги университетов как новое явление в российской высшей школе’, Социологическая наука и социальная практика, (3), сс. 5-24. доступно на: https://socnp.ru/index.php/snsp/article/view/3073 (просмотрено: 21ноябрь2024).