Усложняющиеся опасности и риски современного магистрального нефтепроводного транспорта

  • Сергей Александрович Кравченко Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО-Университет МИД РФ). sociol17@yandex.ru
  • Валерий Иванович Салыгин Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО-Университет МИД РФ) miep@mgimo.ru
Для цитирования
Кравченко С. А., Салыгин В. И. Усложняющиеся опасности и риски современного магистрального нефтепроводного транспорта. — Социологическая наука и социальная практика, 2015. № 4. С. 50-66.

Аннотация

Авторы исходят из того, что современный магистральный нефтепровод представ­ляет собой сетевой транспорт сложного типа в пространственных и временных координатах, функционирующий во «вневременном времени». Из этого следуют их подходы к интерпретации усложняющихся опасностей и рисков его функционирования. Выделяются семь групп опасно­стей: 1) сложные географические условия, обусловленные вечномёрзлым грунтом, предрасполо­женным к образованию полей протаивания в местах пролегания нефтепровода; 2) объективные угрозы, возникающие в результате турбулентности климата; 3) высокая социо-экологическая уязвимость регионов; 4) опасности, связанные с эффектом временного дисхроноза; 5) новые социальные напряжённости, порождаемые экономическим эгоизмом транснациональных компаний; 6) опасности в виде современных террористических угроз; 7) инсценированные опасности. Данные опасности побуждают людей делать тот или иной выбор, принимать реше­ние из ряда управленческих и/или технологических альтернатив, т. е. рисковать. Современные риски имеют усложняющийся характер, ибо они, по существу, адекватны опасностям. Все риски авторами разделяются на две категории. Первую составляют риски, обусловленные внешними угрозами, во вторую группу входят рукотворные риски, вызванные самой усложняющейся на­учно-технической, экономической, политической, экологической и иной активностью человека по эксплуатации магистрального нефтепроводного транспорта, а также риски, обусловленные синтезами социума: сосуществование ранее антагонистических ценностей и культур в одних пространственно-временных координатах, что побуждает к поиску толерантного взаимодей­ствия акторов, заинтересованных в обеспечении энергетической безопасности России и мира. Наконец, анализируются риски с увеличивающейся динамической сложностью, в которых раз­рывы и синтезы социо-техно-экологической реальности происходят одновременно, комплексно затрагивая социальную и гуманитарную сферу жизнедеятельности людей.
Ключевые слова:
современный магистральный нефтепроводный транспорт, опасности, риски, неолиберальная геополитика, гуманистическая геополитика

Биографии авторов

Сергей Александрович Кравченко, Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО-Университет МИД РФ).
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии 
Валерий Иванович Салыгин, Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО-Университет МИД РФ)
доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Международного института энергетической политики и дипломатии 

Литература

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004. — 188 с.



Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. — 120 с.



Жизнин С. Энергетическая дипломатия России. М.: Ист Брук, 2005. — 638 с.



Князева Е. Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. — 414 с.



Кравченко С. А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме. М.: Анкил, 2009. - 224 с.



Кравченко С. А. Социологический толковый русско-английский словарь. М.: МГИМО-Университет, 2013. — 914 с.



Кравченко С. А. Стрела времени: современные вызовы социологическому знанию // Социологическая наука и социальная практика, 2014. № 1. С. 110—124.



Кравченко С. А. Культуральная социология Дж. Александера (генезис, понятия, возможности инструментария) // Социологические исследования, 2010. № 5. С. 13—22.



Лисин Ю. В. Разработка инновационных технологий обеспечения надёжности магистрального нефтепроводного транспорта. Автореферат дис. на соискание уч. ст. д.т.н. Уфа, 2014.



Моисеев Н. Н. Быть или не быть. человечеству? М., 1999. — 288 с.



Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Индикаторы науки и технологии: история методология, стандарты измерения. М.: ИСПИ РАН, 2014. — 319 с.



Подберёзкин А. И., Боришполец К. П., Подберёзкина О. А. Евразия и Россия. М.: МГИМО Университет, 2013. — 517 с.



Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. — 1040 с.



Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001. - 432 с.



Салыгин В. И. Энергетическая стратегия России. Пути реализации // Бурение и нефть, 2006. № 1. С. 28-29.



Салыгин В. И. Международное энергетическое сотрудничество - залог устойчивого развития ТЭК // Академия Энергетики, 2006. № 2 (10).



Сорокин П. А. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии, 1993. № 3. С. 56-59.



Тихонов А. В. Социология управления. М.: «КАНОН+», 2007. — 472 с.



Beck U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2010. - 269 p.



Castells M. The Rise of the Network Society. Second edition. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.



Giddens A. The Politics of Climate Change. Cambridge: Polity Press, 2009. - 256 p.



Urry John. Global Complexity. Cambridge: Polity Press, 2003. - 184 p.



Urry John. Mobilities. Cambridge: Polity Press, 2008. - 335 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Кравченко, С. А. и Салыгин, В. И. (2015) ’Усложняющиеся опасности и риски современного магистрального нефтепроводного транспорта’, Социологическая наука и социальная практика, (4), сс. 50-66. доступно на: https://socnp.ru/index.php/snsp/article/view/3090 (просмотрено: 21ноябрь2024).