Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса

  • Валентина Владимировна Фурсова Казанский (Приволжский) федеральный университет vafursova@yandex.ru
  • Ольга Викторовна Горбачева Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева olga241202@yandex.ru
Для цитирования
Фурсова В. В., Горбачева О. В. Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса. — Социологическая наука и социальная практика, 2015. № 2. С. 88-111.

Аннотация

В статье прослеживаются основные этапы развития социологии образования  в странах Запада и России от момента оформления на рубеже XIX–XX вв. основных теоретических подходов и парадигм до современного состояния развития данной отрасли социологии.  Исследуя состояние социологии образования в России, авторы отмечают, что социология  образования является одной из активно развивающихся отраслей социологической науки.  Вместе с тем, в ней можно выделить такие проблемы, как небольшую численность работ теоретико-методологического характера, тематическую фрагментарность, редкость теоретического  анализа и обобщения, размытость категориального аппарата, недостаточную изученность  системы дошкольного, начального, среднего профессионального образования и ряд других.  В статье отмечается, что в последнее десятилетие произошла актуализация методологической  проблематики в отечественной социологии образования и, несмотря на различные оценки её  состояния, исследователи сходятся во мнении о необходимости поиска новых теоретических  подходов изучения образования, который отражает характерный для социологии последних  десятилетий процесс интеграции в теории и методологии исследований макросоциальных  процессов и повседневной жизнедеятельности людей.  С целью конкретизации актуальных проблем образования и выявления особенностей современного отечественного социологического дискурса авторами был проведён анализ научных публикаций по данной проблематике, одной из задач которого являлось определение  степени популярности использования качественных и количественных методов в конкретных  социологических исследованиях образования. Несмотря на обилие научных работ, посвящённых качественной методологии социологических исследований, в целом в российской исследовательской практике сохраняется предпочтение в использовании количественных методов  сбора первичной информации; статус качественных методов можно определить как вспомогательный, уточняющий, интерпретирующий отдельные аспекты количественной информации.
Ключевые слова:
образование, подходы, парадигмы, методы исследования, теория, методология, дискурс

Биографии авторов

Валентина Владимировна Фурсова, Казанский (Приволжский) федеральный университет
кандидат социологических наук, доцент
Ольга Викторовна Горбачева, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева
кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, политологии и менеджмента

Литература

Вахштайн В. С., Константиновский Д. Л., Куракин Д. Ю. Социологические исследования в образовании: от метафоры к интерпретации // Вопросы образования. 2008. № 4. – С. 17 – 30.



Дюркгейм Э. Социология образования. – М.: ИНТОР, 1996. – 80 c.



Константиновский Д. Л. Размышления о социологии образования // Социологические исследования. 2008. № 7. – С. 117 – 124.



Маннгейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юристъ, 1994. – 700 с.



Матвеева Н. А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): Монография. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 263 с.



Нечаев В. Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 381 с.



Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.



Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике. – СПб., 1895. – 240 с.



Социально-профессиональная ориентация молодёжи / Отв. ред. М. Х. Титма. – Тарту: Ээсти раамат, 1973.



Социология образования 1980 – 2003 гг.: Библиографический указатель / Под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2004. – 120 с.



Тахтарев К. М. Социология, её краткая история, научное значение, основные задачи, система и методы. – Пг.: Издательское Товарищество Кооперативных Союзов «Кооперация», 1917. – 75 с.



Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования 2000. № 2. С. 3 – 12.



Шубкин В. Н., Артёмов В. И., Москаленко Н. Р., Бузукова Н. В., Калмык В. А. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Н. Шубкина. – Новосибирск: НГУ, 1964. С. 152 – 267.



Ядов В. А. К вопросу о макро-микро дилемме в социологии // Социологический журнал. 2009. № 1. С. 145 – 154.



Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Тарту: Изд-во ТГУ, 1968. Работа переиздана с некоторыми дополнениями и изменениями в 1972, 1987 и 1995, 1999 гг.



Althusser L. Ideologie et appareils ideologiques d’etat. – La pensee Juin, 1970. P. 87 – 91.



Bryman A., Teevan J. Social Research Methods. Canadian Edition. Don Mills. – ON: Oxford University Press, 2005.



Coster S., Hotyat F. La sociologie de l’education. – Bruxelles, Editions de l’institut de sociologie, 1970. – 344 p.



Freire P. Education of the oppressed. – Middlesex: Penguin Books, 1970. – 142 p.



Jick T. D. Mixing qualitative and quantitative methods: triangulation in action // Administrative Science Quarterly. – 1979. – № 4(24). – P. 602 – 611.



Laflamme C. Pour une analyse paradigmatique de la formation et l’insertion pro- fessionelle // La formation et l’insertion professionelle. – Quebec, Canada, 1993. – P. 11 – 42.



Prichard K., Buxton T. Concept and Theories in Sociology of Education. – N.Y., 1988.



Silverman D. Qualitative Methodology and Sociology. – Vermont: Brookfield, 1985.



Weber M. Essayas in sociology. – N.Y.: Oxford University press, 1946.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Фурсова, В. В. и Горбачева, О. В. (2015) ’Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса’, Социологическая наука и социальная практика, (2), сс. 88-111. доступно на: https://socnp.ru/index.php/snsp/article/view/3124 (просмотрено: 22ноябрь2024).