Становление института независимой оценки качества: вопросы и перспективы развития

  • Ольга Николаевна Дудченко Институт социологии РАН odoudchenko@gmail.com
  • Анна Владимировна Мытиль Институт социологии РАН amytil@yandex.ru
Для цитирования
Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Становление института независимой оценки качества: вопросы и перспективы развития. — Социологическая наука и социальная практика, 2017. Т. 5. № 1. С. 70-88. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.1.4993

Аннотация

Статья посвящена анализу нового инструмента получения обратной связи относи­тельно качества социальных услуг — независимой оценки качества (НОК). Этот инструмент заявлен как «форма общественного контроля», одно из проявлений гражданского участия в управлении социальной сферой. Объектом исследования были центры социальной помощи семье и детям. Ключевым звеном НОК выступает общественный совет при органе исполни­тельной власти, активную роль должны играть общественные организации, индивидуальные потребители социальных услуг, экспертное сообщество. Не в последнюю очередь от их по­зиции в отношении независимой оценки зависит, станет ли она эффективным социальным институтом, способствующим развитию гражданского общества в России. Перспективы НОК также обусловлены способностью и готовностью государства вести диалог с индивиду­альными и коллективными потребителями социальных услуг, учитывать их пожелания при разработке и коррекции социальных инициатив, автором которых оно является. Несмотря на то, что полномасштабная реализация НОК в социальной сфере проходила в 2015 г., можно уже говорить о том, что этот новый инструмент апробирован во многих регионах РФ, в том числе в Москве. Накопленный опыт реализации независимой оценки дал информацию не только о необходимости совершенствования базы исследования, но и об институциональных ловушках, которые могут подстерегать этот метод получения «обратной связи». В данной статье различные вопросы реализации НОК рассматриваются с точки зрения вероятности возникновения институциональных ловушек, предлагаются варианты действий, направлен­ных на минимизацию риска их укоренения в дальнейшей практике оценочных исследований.
Ключевые слова:
независимая оценка качества, социальная инновация, институциональные ловушки, риски, научная экспертиза

Биографии авторов

Ольга Николаевна Дудченко, Институт социологии РАН
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Анна Владимировна Мытиль, Институт социологии РАН
старший научный сотрудник

Литература

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.



Голубева А. А., Соколова Е. В. Инновации в общественном секторе: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2010. № 4. С. 28—57.



Зайцева А. С., Шувалова О. Р. Новые акценты в развитии инновационной деятельности: инновации, инициируемые пользователями // Форсайт. 2011. Т. 5. № 2. С. 16—32.



Зарубина Н. Н. Социокультурные и институциональные противоречия: вызовы для инновационного развития России // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 2. С. 5—22.



Ксенофонтова Х. З. Модель социальных инноваций — фактор развития потенциала управленческого персонала // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 326—330.



Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций // Форсайт. 2014. Т. 8. № 4. С. 40—53.



Омонов Ж. К. Барьеры развития социальных инноваций // Журнал экономической теории. 2016. № 2. С. 189-193.



Полтерович В. М. Общество и реформы. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 5-16.



Полтерович В. М. Искусство реформ. Лекция в рамках проекта «Публичные лекции “Полит.ру”». 15.06.2006. Стенограмма [Электронный ресурс] // Полит.ру URL: http://polit. m/article/2006/0 6/26/p olterovich/ (дата обращения: 09.023.2017).



Попов Е. В., Омонов Ж. К., Веретенникова А. Ю. Многопараметрическая классификация социальных инноваций // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. 2015. Т. 14. № 6. С. 836-867.



Приказ Минтруда России № 995 от 8 декабря 2014 г. «Об утверждении показателей, ха¬рактеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/339 (дата обращения: 16.10.2016).



Рагозина Л. Г., Цацура Е. А. Независимая оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Январь-февраль 2015 г. 2015. № 1 (125). С. 3-13.



Савинская О. Б., Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Методический аудит независимой оценки качества в социальной сфере: возможности и ограничения // Журнал исследований социальной политики. Статья опубликована на сайте журнала в рубрике «в печати:» URL: https://jsps. hse.ru/data/2016/12/07/1113163268/JISP FV Savinskava Dudchenko Mvtil.pdf(дата обращения 18.02.2017)



Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Статья 23.1. Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/30586.html (дата обращения: 16.10.2016).



Федотова В. Г. Социальные инновации как основа процесса модернизации общества // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 3-17.



Battistella C., Nonino F. Open innovation web-based platforms: The impact of different forms of motivation on collaboration // Innovation: Management, Policy & Practice. 2014. Vol. 14. No 4. Р. 557-575.



Bund E., Hubrich D-K., Schmitz B., Mildenberger G., Krlev G. Paving the Way to Measurement - A Blueprint for Social Innovation Metrics. A Short Guide to the Research for Policy Makers (A deliverable of the project: «The theoretical, empirical and policy foundations for building social innovation in Europe» (TEPSIE), European Commission - 7-th Framework Programme). Brussels: European Commission, DG Research, 2013.



Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 288 p.



Mulgan G., Tuckers S., Ali R., Sanders B. Social innovation: what it is, why it matters and how it can be accelerate. London: The Basingstoke Press, 2007.



Phils J. Rediscovering Social Innovations. Stanford: Stanford Graduate School of Business, 2009.



Shane S. Why Do Some Societies Invent More Than Others? // Journal of Business Venturing. 1992. № 7. P 29-46.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Дудченко, О. Н. и Мытиль, А. В. (2017) ’Становление института независимой оценки качества: вопросы и перспективы развития’, Социологическая наука и социальная практика, 5(1), сс. 70-88. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.1.4993.
Раздел
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕГОДНЯ