Научно-технологическая карьера: социальное измерение и социологическая интерпретация

  • Мария Герасимовна Ганченкова НИЯУ МИФИ MGGanchenkova@mephi.ru
  • Иван Евдокимович Задорожнюк НИЯУ МИФИ zador46@yandex.ru
  • Вячеслав Михайлович Калашник НИЯУ МИФИ VMKalashnik@mephi.ru
Для цитирования
Ганченкова М. Г., Задорожнюк И. Е., Калашник В. М. Научно-технологическая карьера: социальное измерение и социологическая интерпретация. — Социологическая наука и социальная практика, 2017. Т. 5. № 1. С. 108-128. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.1.4995

Аннотация

В статье даётся определение научно-технологической карьеры, выделяется такой её параметр, как нацеленность на инновации. Характеризуется социальное измерение про­фессиональной карьеры молодых специалистов. На конкретном материале исследования просматриваются траектории их карьерного роста, а также способствующие этому условия. Выдвигается программа поддержки современной научно-технологической карьеры со стороны государства и бизнес-структур. Предлагаются меры по введению образовательного налога на производственные предприятия и диверсификации источников финансирования, обеспе­чивающие сбалансированный карьерный рост разработчиков и реализаторов инноваций в высокотехнологичных/наукоёмких отраслях. Это позволит ответить на «большие вызовы» современного социально-экономического развития, обеспечить успешность стратегии на импортозамещение, создать в усложняющихся обстоятельствах глобальной конкуренции оп­тимальные условия для выявления и использования как научно-технологического потенциала, так и человеческого капитала страны в целом. В этом плане важно изучить тренды развития науки и техники, равно как и параметры социального измерения современной карьеры, давая им социологическую интерпретацию. Подчёркивается, что условия, способствующие карьер­ному росту специалистов через стимуляцию их инновационной деятельности, особо значимы для предприятий, ориентированных на функционирование и внедрение передовых техноло­гий, с одной стороны, и вузов и академических учреждений, предлагающих их разработки, — с другой. Регулирование научно-технологической (особенно c параметром инновационности) карьеры предполагает переформатирование системы ротации кадров с учётом необходимости преодоления таких разнородных барьеров на пути её осуществления, как последствия «демо­графической ямы» при кадровом наполнении инновационных производств и бюрократиче­ские ограничения в ходе карьерного роста разработчиков и реализаторов инноваций, а также стимулирование прорывных инноваций мерами опережающего материального и морального поощрения. Внедрение инноваций характеризуется нелинейностью и вбрасываниями продук­тивных неожиданностей, что ставит новые задачи перед системой их улавливания и фиксации.
Ключевые слова:
научно-технологическое развитие, инновации, кадровое наполнение, современная карьера, общество знаний, карьерный рост

Биографии авторов

Мария Герасимовна Ганченкова, НИЯУ МИФИ
кандидат физико-математических наук, директор, Дирекция Программы повышения конкурентоспособности
Иван Евдокимович Задорожнюк, НИЯУ МИФИ
доктор философских наук, заместитель заведующего отделом социально-гуманитарных журналов
Вячеслав Михайлович Калашник, НИЯУ МИФИ
аналитик, Дирекция Программы повышения конкурентоспособности

Литература

Авдеева А. П. Структурная модель профессиональной карьеры. М.: МГТУ им. Баумана, 2009. 134 с.



Адамович К. Чашка Петри для инноваций [Электронный ресурс] // За науку. 2016. № 3. С. 34—36. URL: https://mipt.ru/upload/medialibrarv/94e/zanauku 3 2016. pdf (дата обращения: 06.02.2017).



Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Вузы, внедряющие инновационные образова¬тельные программы: выявленные проблемы и способы их решения // Социология образования. 2008. № 8. С. 4—21.



Делаем карьеру в России. Пресс-выпуск № 2711. 11.11.2014. [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115048 (дата обращения: 04.02.2017).



Задорожнюк И. Е. Инновационное предпринимательство // Социологические исследования. 1991. № 3. С. 132—144.



Задорожнюк И. Е. Инновационное предпринимательство // Психология предпринимательства: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2007. С. 380—399.



Индикаторы науки: 2016: стат. сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 304 с.



Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с.



Научно-технологическая и инновационная карьера в России. Аналитический доклад тематической рабочей группы по разработке Стратегии научно-технологи¬ческого развития Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс] // Мин. образования и науки РФ, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2016. URL: https://issek.hse.ru/data/2016/06/23/1115954778/04 Strihanov.pdf (дата обращения: 04.02.2017).



Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина и др.; Национальный ис¬следовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.



Осипов Г. В., Стриханов М. Н., Шереги Ф. Э. Взаимодействие науки и произ¬водства: социологический анализ. В 2 ч. Ч. 1. М.: ЦСП и М, 2014. 364 с.



Поваренков Ю. П. Проблемы профессионального становления личности. Саратов: Изд-во ГСЭУ, 2013. 319 с.



Послание Президента Федеральному Собранию. 1 декабря 2016 года. [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/53379 (дата обращения: 04.02.2017).



Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» в 2016 году [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://fin.edu.ru/InfoPanel/min obr1.html (дата обращения: 04.02.2017).



Социологическая энциклопедия. В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд; рук. научного проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. Т. 1. М.: Мысль, 2003. 863 с.



Стриханов М. Н., Дмитриев М. Н. Ядерный университет как инновация в сфере высшего образования // Социология образования. 2016. № 1. С. 4-18.



Темнова Л. В., Малахов Ф. В., Восканян Э. С. Концептуальные подходы к исследованию карьеры // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 64-71.



Ткач Д. А. Профессиональная карьера современной молодёжи. Саратов, 2004. 23 с.



A global network of entrepreneurial ecosystem builders [Электронный ресурс] // InBIA. URL: http ://www.inbia. org/ (дата обращения: 04.02.2017).



Bachelor’s degrees conferred by postsecondary institutions, by race/ethnicity and sex of student: Selected years, 1976-77 through 2014-15. [Электронный ресурс] // National Center for Education Statistics. URL: https://nces.ed.gov/programs/digest/d16/tables/dt16 322.20.asp?current=yes (дата обращения: 04.02.2017).



The history of business incubation (part 2). March 22, 2013. [Электронный ресурс] // Entrepreneurship, business incubation, business models & strategy blog. URL: https://worldbusi- nessincubation.files.wordpress.com (дата обращения: 04.02.2017).



Jacobs М. Science and Engineering Indicators 2016 Released. Feb. 2, 2016 [Электронный ре¬сурс] // The Council of Scientific Society Presidents. URL: https://sciencepresidents. org/science-en¬gineering- indicators-2016- released/ (дата обращения: 04.02.2017).



Master’s degrees conferred by postsecondary institutions, by race/ethnicity and sex of student: Selected years, 1976-77 through 2014-15. [Электронный ресурс] // National Center for Education Statistics. URL: https://nces.ed.gov/programs/digest/d16/tables/dt16 323.20.asp?current=yes (дата обращения: 04.02.2017).



The American Association for the Advancement of Science [Электронный ресурс]. URL: http:// www.aaas.org/about7mission-and-history (дата обращения: 04.02.2017).



Total researchers in full-time equivalent per thousand total employment. January, 2016. [Электронный ресурс] // The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: https://data.oecd.org (дата обращения: 04.02.2017).



USA Federal Spending Overview. 2014. [Электронный ресурс] // URL: http ://www.usgovern- mentspending.com (дата обращения: 04.02.2017).



The Oxford English Dictionary. V. 2. Oxford, 1989. 953 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ганченкова, М. Г., Задорожнюк, И. Е. и Калашник, В. М. (2017) ’Научно-технологическая карьера: социальное измерение и социологическая интерпретация’, Социологическая наука и социальная практика, 5(1), сс. 108-128. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.1.4995.