Концептуальная трансдукция как метод социологии

  • Виктор Андреевич Канке НИЯУ МИФИ kanke@obninsk.ru
Для цитирования
Канке В. А. Концептуальная трансдукция как метод социологии. — Социологическая наука и социальная практика, 2017. Т. 5. № 1. С. 145-161. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.1.4997

Аннотация

Рассматриваются две части метанауки, а именно концептология и методология. Отмечается, что любая теория состоит из концептов: сущих, принципов, законов и пере­менных. Интратеоретическая методология изучает способы управления указанными кон­цептами, которыми являются дедукция, аддукция (эксперимент), индукция и абдукция. Все вместе эти четыре метода образуют интратеоретическую трансдукцию. Индукция включает дисперсионный, регрессионный и функциональный анализ. Абдукция рассматривается как смена частично устаревших принципов новыми. Критикуется точка зрения, согласно которой научное открытие является актом озарения, интуицией. Управление теориями совершается посредством интертеоретической трансдукции. Её методами являются проблематизация, ин­новация и интерпретация. Проведение нескольких циклов интертеоретической трансдукции приводит к образованию интерпретационного ряда теорий, который автор называет лигате- орией. Научное знание состоит из лигатеорий и отношений между ними. В случае интерли- гатеоретической трансдукции, а её методами также являются проблематизация, инновация и интерпретация, акцепторная лигатеория использует достижения донорной концепции. Все выводы интерпретируются на материале социологии.
Ключевые слова:
метанаука, интратеоретическая трансдукция, интертеоретическая трансдукция, лигатеория, дедукция, аддукция, индукция, абдукция, проблематизация, инновация, интерпретация

Биография автора

Виктор Андреевич Канке, НИЯУ МИФИ
доктор философских наук, профессор, Обнинский институт атомной энергетики

Литература

Голицын Г. А., Левич А. П. Вариационные принципы в научном познании // Философские науки. 2004. № 1. С. 105—136.



Вебер М. Избранные произведения / Пер. с немецкого; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.



Канке В. А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров / В. А. Канке. М.: Издательство Юрайт, 2014. 505 с.



Канке В. А. История, философия и методология психологии и педагогики: учеб пособие для магистров / В. А. Канке, М. Н. Берулава. М.: Юрайт, 2014. 487 с.



Канке В. А. История, философия и методология социальных наук. Учебник для магистров / В. А. Канке. М.: Издательство Юрайт, 2015. 572 с.



Канке В. А. Методология научного познания. Учебник для магистров. М.: Омега-Л, 2013. 255 с. Канке В. А. Философские проблемы науки и техники: учебник и практикум для магистра¬туры / В. А. Канке. — М.: Издательство Юрайт, 2016. 288 с.



Масионис Дж. Социология / Пер. с англ. 3. Замчук, С. Комаров, А. Смирнов. — 9-е изд. СПб.: Питер, 2004. 752 с.



Пирс Ч. С. Начала прагматизма. СПб.: Лаборатория метафизических исследований фи¬лософского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 318 с.



Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. 605 с.Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Спб.: Питер, 2002. - 688 с.



Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1989. 316 с.



Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4-х тт. М.: Наука, 1967. Т. 4. 600 с.



Hanson N. R. Patterns of Discovery. Cambridge: Cambridge University Press, 1958. Haveman H. A. The Inevitable (But Often Forgotten Link) Between Induction and Deduction // The Oxford Handbook of Sociology and Organization Studies: Classical Foundations. Ed. by Adler P. S. New York: Oxford University Press, 2009. P. 602-603.



Reichertz J. Die Abduktion in der qualitativen Sozialforschung. Opladen: Leske, Budrich, 2003.



Sharma R. K. Fundamentals of Sociology. New-Delhi: Atlantic, 1997.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Канке, В. А. (2017) ’Концептуальная трансдукция как метод социологии’, Социологическая наука и социальная практика, 5(1), сс. 145-161. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.1.4997.