Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов

  • Олег Леонидович Веревкин Институт социально¬экономических проблем народонаселения РАН botvaoffline@gmail.com
Выражение признательности
Статья подготовлена на базе результатов исследованиявыполненного по Соглашению с Министерством образования и науки РФ № 03.573.21.0004 о предоставлении субсидии от 22 сентября 2014 года (Шифр «2014-03-573-0029-002»)
Для цитирования
Веревкин О. Л. Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов. — Социологическая наука и социальная практика, 2017. Т. 5. № 3. С. 126-144. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5360

Аннотация

Статья посвящена экспорту высшего образования, приобретающему всё бо­лее важное значение в стратегиях социально-экономического развития различных стран мира. Экспертная оценка объёма мирового рынка высшего образования составляет $150 млрд. На долю России в настоящее время приходится около 2% этого рынка. В статье предпринята по­пытка оценить вклад иностранных студентов, обучающихся в России, в экономику страны. Даны рекомендации по первоочередным мерам по расширению российского экспорта выс­шего образования. Показано, что среди всех видов экспорта образовательных услуг наиболее массовым и доходным является получение высшего образования иностранными студента­ми в зарубежных странах. Образовательные услуги, включающие языковые курсы, среднее и высшее образование, обучение в аспирантуре, стажировки, дополнительное профессио­нальное образование становятся важнейшей экспортной отраслью для стран, занимающих лидирующие позиции на международном образовательном рынке. В России в настоящее время экспорт образовательных услуг не соответствует сложившемуся образовательному потенциалу отечественной высшей школы. В условиях сокращения численности собственных абитуриен­тов обучение иностранных студентов в российских вузах выступает одним из эффективных способов сохранения преподавательского состава и материально-технической базы высших учебных заведений. Анализируя данные международной и российской статистики о состоя­нии международного рынка образовательных услуг, автор рассматривает потенциал отече­ственного высшего профессионального образования и те барьеры, которые тормозят приём иностранных студентов в российские вузы. Особое внимание уделено обострению конку­ренции на международном рынке образовательных услуг, критериям, определяющим выбор иностранными гражданами той или иной страны для продолжения своего образования. По результатам анализа эмпирических показателей автор делает заключение, что экономическая и социальная эффективность подготовки кадров для зарубежных стран напрямую зависит от объёмов инвестиций — как собственно в образование, так и в инфраструктуру этой сферы, от совокупности факторов комфортного проживания иностранных студентов в нашей стране.
Ключевые слова:
международный рынок, образовательные услуги, иностранные студенты, подготовка кадров, экспортный потенциал, технология образования, рентабельность образования

Биография автора

Олег Леонидович Веревкин, Институт социально¬экономических проблем народонаселения РАН
аспирант

Литература

Альтбах Ф. Дж., Райсберг Л. Борьба за иностранных студентов в коммерциализованном мире [Электронный ресурс] // International Higher Education. Международное высшее образование. Ежеквартальный журнал центра международного высшего образования (Бостон колледж, США). 01.09.2016: [веб-сайт]. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/325/2651/(дата обращения: 23.01.2017).



Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Вып. 12 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2015. 196 с.



Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: ЦСП, 2015. 237 с.



Балацкий Е. В., Веревкин О. Л. «Бюрократическая модель успеха» российских университетов // Измерение рейтингов университетов: Международный и российский опыт / Под ред.Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьева. М.: Центр социологических исследований, 2014. 554 с.



Бердыклычева Н. М., Веревкин Л. П. Экспорт образовательных услуг // Энергия, экономика, техника, экология. 2009. № 4. С. 65—69.



Веревкин О. Л., Дмитриев Н. М. Иностранные студенты в вузах России: издержки или рентабельность? // Социология образования. 2015. № 10. С. 32—42.



Дмитриев Н. М. Экспортный потенциал российских вузов. М.: ЦСП. 2013. 236 с.



Клячко Т. Л., Краснова Г. А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России // Экономика науки. 2015. № 2. С. 102—108.



Краснова Г. А. И снова об экспорте российского образования // Независимая газета. 2014. 23 апреля.



Письменная Е. Е. Социальные эффекты и политика в сфере привлечения иностранных студентов в Российскую Федерацию. М.: Экономическое образование, 2009. 219 с.



Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на пери¬од 2011-2020 гг. [Электронный ресурс] // Российское образование для иностранных граждан: [веб-сайт]. URL: http://vi.russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/(дата обращения: 23.01.2017).



Родионов Д. Г., Кушнева О. А., Рудская И. А. Расширение экспорта образовательных услуг в России: организационные и финансовые аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 4(199). С. 207-220.



Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» и «умной власти» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 4 (25). С. 85-93.



Education at a Glance: OECD Indicators. 2012. [Электронный ресурс] // Сайт Организации экономического сотрудничества и развития: [веб-сайт]. URL: http:// www.oecd.org/edu/eag2012.htm (дата обращения: 10.02.2017).



Open Doors. Report on International Educational Exchange. New York. 2012. 145 p.



UNESCO Institute for Statistics. 2015. [Электронный ресурс] // UNESCO: [веб¬сайт]. URL: http:// www.uis.unesco.org (дата обращения: 10.02.2017).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Веревкин, О. Л. (2017) ’Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов’, Социологическая наука и социальная практика, 5(3), сс. 126-144. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5360.
Раздел
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО