Горизонтальная профессиональная мобильность, профессиональное образование и рынок труда в России в динамике лет

  • Екатерина Сергеевна Попова Институт социологии ФНИСЦ РАН espopova@isras.ru
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ «Горизонтальная профессиональная мобильность и образовательные стратегии населения в контексте технологического развития РФ (социологический анализ)»проект № 17-78-10204в ФНИСЦ РАН
Для цитирования
Попова Е. С. Горизонтальная профессиональная мобильность, профессиональное образование и рынок труда в России в динамике лет. — Социологическая наука и социальная практика, 2018. Т. 6. № 1. С. 53-70. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.1.5737

Аннотация

Изучение взаимосвязи и взаимозависимости сферы образования, рынка труда и социального поведения различных групп населения в последнее время стало занимать одно из главных мест в анализе социальной структуры и стратификации. Существующий ныне разрыв между сферой образования и рынком труда позволяет выявить серьёзный диссонанс во взаимодействии человека с фундаментальными социальными институтами, а расхождение между требованиями реальной экономики и фактическими знаниями, компетенциями рабочей силы продолжает углубляться.По мнению экспертов, предстоящий виток технологического развития приведёт к изменению «ландшафта» занятости. Речь идёт не только об исчезновении ряда существующих профессий и появлении новых сфер профессиональной деятельности, но также об изменении подходов к пониманию занятости, производительности и эффективности труда. Пропорциональное соотношение возникающих и замещаемых профессий безусловно зависит от уровня технологического развития страны, экономических и социальных факторов. В то же время и интеллектуальный потенциал, и человеческий капитал по-прежнему останутся главными факторами будущего развития. Теперь важная роль отводится не только уровню образования населения, но и мотивации приобретать новые навыки, постоянной адаптации и профессиональной мобильности.В статье была предпринята попытка рассмотреть в динамике лет горизонтальную профессиональную мобильность, оценить её масштаб и территориальную специфику в РФ на имеющихся материалах государственной статистики и данных мониторинга RLMS–HSE за 1998–2016 гг. Как правило, к смене профессии прибегают работники в возрасте от 30 до 49 лет, представляющие специалистов и рабочих различной квалификации, при этом уровень их образования не является статистически значимой детерминантой подобного выбора. Было показано, что различные профессиональные группы обладают неравным капиталом гибкости и мобильности, при этом ядром кадрового потенциала остаются специалисты и рабочие, которые больше иных профессиональных групп находятся в зоне риска не только в период сложной экономической ситуации, но и в ситуации технологических изменений и автоматизации рынка труда. Отмечается, что без соответствующего вклада в развитие навыков технологический прогресс не переходит в экономический рост, а страна утрачивает конкурентоспособность в стремительно развивающейся глобальной экономике.
Ключевые слова:
профессиональная мобильность, смена профессии, профессиональные траектории, социальная дифференциация, человеческий капитал

Биография автора

Екатерина Сергеевна Попова, Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Литература

Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // URL: http://atlas100.ru/ (Дата обращения: 03.01.2018).



Индикаторы образования: 2017: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 320 с.



Ковалёва А. И. Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 298–300.



Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М.: Новый хронограф, 2013. 328 с.



Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодёжь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.



Кузьминов Я. И. Поддерживать или инвестировать? Образовательные программы в рамках антикризисных мер // Вопросы образования 2010. № 1. С. 5–18.



Мобильность и стабильность на российском рынке труда [Текст]: моногр. / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 529 с.



Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.



«Об образовании в Российской Федерации». ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) Статья 76. Дополнительное профессиональное образование [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/ (Дата обращения: 03.01.2018).



Романович Н. А. Работа и горожане: некоторые тенденции в трудовых отношениях воронежцев // Социологические исследования. 2015. № 9. C. 135–140.



Семёнова В. В. Субъективная социальная мобильность: возможности качественного подхода // Социологические исследования. 2016. № 6. C. 84–93.



Солодников В. В., Солодникова И. В. Профессиональная карьера 40-летних россиян: этап стабилизации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. Solodnikov V.V., Solodnikova I.V 2011. № 4 (104). С. 86–97.



Цифровая Россия: новая реальность. [Электронный ресурс] // Отчёт Digital McKinsey URL: http://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (Дата обращения: 07.08.2017).



Численность лиц, прошедших профессиональную переподготовку (от 250 до 500 часов) [Электронный ресурс]: ЕМИСС. Государственная статистика: [веб-сайт]. URL: https://fedstat.ru/indicator/53377 (Дата обращения: 01.08.2017).



Численность лиц, прошедших профессиональную переподготовку (500 часов и выше) [Электронный ресурс]: ЕМИСС. Государственная статистика: [веб-сайт]. URL: https://fedstat.ru/indicator/53375 (дата обращения: 01.08.2017).



Arntz M., Gregory T., Zierahn U. The Risk of Automation for Jobs in OECD Countries. A Comparative Analysis. OECD Social, Employment and Migration Working Paper. 2016. № 189. Paris: OECD. DOI: 10.1787/5jlz9h56dvq7-en.



Education at A Glance 2017 | OECD Read Edition [Электронный ресурс] // OECD ilibrary URL: http://www.oecd.org/education/education-at-a-glance-19991487.htm (Дата обращения: 08.11.2017).



Jobs Lost, Jobs Gained: Workforce Transitions in a Time of Automation [Электронный ресурс]: McKinsey & Company URL: https://www.mckinsey.com/mgi/overview/2017-in-review/automation-and-the-future-of-work/jobs-lost-jobs-gained-workforce-transitions-in-a-time-of-automation (Дата обращения: 03.01.2018).



Levy R. Structure-Blindness: A Non-Ideological Component of False Consciousness // The International Journal of Sociology and Social Policy; Bingley. 1991. № 6–8 (11).



Longhi S., Taylor M. Occupational change and mobility among employed and unemployed job seekers [Электронный ресурс]: Econstor. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/65999/1/670494259.pdf (Дата обращения: 09.08.2017).



Sorgner A. The Automation of Jobs: A Threat for Employment or a Source of New Entrepreneurial Opportunities? // Foresight and STI Governance, 2017, vol. 11, no 3, pp. 37–48. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.3.37.48.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Попова, Е. С. (2018) ’Горизонтальная профессиональная мобильность, профессиональное образование и рынок труда в России в динамике лет’, Социологическая наука и социальная практика, 6(1), сс. 53-70. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.1.5737.