Социально-психологический портрет московского вожатого

  • Вячеслав Иванович Белов НИЯУ МИФИ slawa289@yandex.ru
  • Дарья Юрьевна Елкина НИЯУ МИФИ dasha217991@gmail.com
Для цитирования
Белов В. И., Елкина Д. Ю. Социально-психологический портрет московского вожатого. — Социологическая наука и социальная практика, 2018. Т. 6. № 2. С. 137-150. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5862

Аннотация

В статье рассматриваются личностные и профессиональные характеристики вожатых детских оздоровительных лагерей, выявленные в ходе социологического исследования, результаты которого проранжированы и представлены в семи таблицах и комментариях к каждой из них. Было обнаружено, что среди наиболее ценимых человеческих качеств вожатых чаще всего респонденты отмечают честность, доброту и воспитанность. Те же качества называются и как черты, присущие идеалу для подражания. Наиболее предпочтительной жизненной ценностью для будущих вожатых выступает семья, а жизненный успех определяется, прежде всего, посредством самореализации. В тексте представлены выводы по личностным предпочтениям вожатых. Профессиональные качества вожатых выявлялись с помощью ряда специфических вопросов. Анализ полученных данных осуществлялся через корреляционный фактор, которым был выбран опыт работы с детьми в детском лагере. Определяющим мотивом выбора профессии вожатого называют возможность самореализации. Самыми нужными чертами для вожатого являются внимательность, тактичность и ответственность. Причём на ответственность чаще указывают те, кто не имеет опыта работы. Значительное расхождение между мнениями новичков и опытных работников обнаружилось в выборе социальной роли (кем быть в глазах детей). Имеющие опыт чаще хотели бы играть роль старшего товарища, а новички, напротив, чаще предпочитают быть другом ребёнка. Открытый вопрос о смысле выражения «любовь к детям» показал, что она ассоциируется с заботой, уважением, доброжелательностью, справедливостью. Судя по самооценке, основные профессиональные черты вожатого-педагога в целом соответствуют тем, которые хотели бы видеть работодатели в своих работниках.
Ключевые слова:
детский оздоровительный лагерь, вожатый, жизненные ценности, качества, «настоящий» вожатый

Биографии авторов

Вячеслав Иванович Белов, НИЯУ МИФИ
кандидат философских наук, доцент
Дарья Юрьевна Елкина, НИЯУ МИФИ
студентка

Литература

Белов А. А. Формирование готовности бакалавра к социально-воспитательной деятельности в детском оздоровительном учреждении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015 [Электронный ресурс] // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-gotovnosti-bakalavra-k-sotsialno-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-detskom-ozdorovitelnom-uchrezhdenii#ixzz576TKFHIG (Дата обращения: 01.10.2017).



Леснов А. А. Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности в области воспитательной работы в детском оздоровительном лагере. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2015 [Электронный ресурс] // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-u-buduschih-uchiteley-nachalnyh-klassov-kompetentnosti-v-oblasti-vospitatelnoy-raboty-v-detskom-ozdoroviteln#ixzz576U7E4AH (Дата обращения: 02.10.2017).



Настольная книга вожатого / сост. В. Гугнин. М.: Альпина паблишер, 2015. 297 с.



Российское общество и вызовы времени. Книга четвёртая / [М.К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. М.: Весь Мир, 2016. 400 с.



Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985. 221 с.



Чагина Н. С. Формирование социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря. Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008 [Электронный ресурс] // Наука/Педагогика. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-sotsialno-pedagogicheskoy-kompetentnosti-vozhatogo-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerya (Дата обращения: 03.10.2017).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Белов, В. И. и Елкина, Д. Ю. (2018) ’Социально-психологический портрет московского вожатого’, Социологическая наука и социальная практика, 6(2), сс. 137-150. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5862.