Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 1
- Тамара Николаевна Ломбина АНО «Читайка» lombina@chitaika.org
-
Валерий Андреевич Мансуров
Институт социологии ФНИСЦ РАН
mansurov@isras.ru
Elibrary Author_id 71618ResearchID B-5162-2016
- Олеся Викторовна Юрченко Институт социологии ФНИСЦ РАН olesya@mail.ru
Elibrary Author_id 545571Для цитированияЛомбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 1. — Социологическая наука и социальная практика, 2019. Т. 7. № 4. С. 97-107. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803Аннотация
Линейный печатный текст и нелинейный гипертекст конкурируют за внимание детей и взрослых. В статье речь пойдёт о проблемах чтения в новой цифровой реальности, связанных с появлением текстов нового формата и изменением практик чтения. Данный вопрос приобретает актуальность, так как цифровое чтение начинает преобладать над традиционным, что оказывает влияние на индивидуальных читателей и на систему образования в целом. Эта проблематика остаётся недостаточно хорошо изученной в социальных науках. В первой части статьи рассмотрены возможные социальные и педагогические последствия перехода к цифровому чтению в обучении. Обзор научных исследований по проблеме показывает, что дети понимают тексты лучше, если читают их на бумажных носителях. Одна из причин этого заключается в разных целях, с которыми мы читаем печатные и цифровые тексты. Чтение с экрана чаще становится средством для общения или для поиска информации, в результате чего механизм цифрового чтения можно определить как «чтение-скольжение» в отличие от более медленного, вдумчивого погружения в печатный текст. В современной системе образования должны быть предусмотрены условия для формирования двойной грамотности: традиционной и новой, что позволит понимать глубокие и сложные вещи, представленные в цифровом и печатном формате. Результаты проведённого эмпирического исследования практик чтения учеников четвёртого класса будут представлены во второй части статьи.Ключевые слова:цифровое чтение, традиционное чтение, понимание текста, модернизация образования, социология образования, психология образованияБиографии авторов
Тамара Николаевна Ломбина, АНО «Читайка»кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работеВалерий Андреевич Мансуров, Институт социологии ФНИСЦ РАНглавный научный сотрудник, профессорОлеся Викторовна Юрченко, Институт социологии ФНИСЦ РАНкандидат социологических наук, старший научный сотрудникЛитература
Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77–100.
Соболева О. В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения. Дис. … докт. психол.наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология / Соболева Ольга Владимировна. Курск, 2010. 304 с.
Солдатова Г. В. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии [Электронный ресурс] // ФИРО. 12–14 октября. 2017. URL: http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2017/11/3_Солдатова.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; НИУ ВШЭ, Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер – гуманитарные науки: сайт. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения: 11.06.2019).
Яковлева А. М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр [Электронный ресурс] // Художественная культура. 2015. № 2. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2015-2/ yazyki/4492.html (дата обращения: 11.06.2019).
Ясюкова Л. А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2). С. 112–116.
Ясюкова Л. А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. 2011. № 2. С. 25–30.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardЛомбина, Т. Н., Мансуров, В. А. и Юрченко, О. В. (2019) ’Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 1’, Социологическая наука и социальная практика, 7(4), сс. 97-107. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - Олеся Викторовна Юрченко Институт социологии ФНИСЦ РАН olesya@mail.ru
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 85089 31.03.2023
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
Академик РАН, доктор философских наук
Директор Института социологии ФНИСЦ РАН
Михаил Константинович Горшков
Заместитель главного редактора
доктор философских наук, профессор
МГИМО-Университет МИД РФ
Сергей Александрович Кравченко
Заместитель главного редактора
доктор социологических наук
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Алла Викторовна Мозговая
ISSN 2308-6416 (Print)
ISSN 2413-6891(Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 2013 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва,
ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5
E-mail: mozgovai@yandex.ru