Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2
- Тамара Николаевна Ломбина АНО «Читайка» lombina@chitaika.org
-
Валерий Андреевич Мансуров
Институт социологии ФНИСЦ РАН
mansurov@isras.ru
Elibrary Author_id 71618ResearchID B-5162-2016
- Олеся Викторовна Юрченко Институт социологии ФНИСЦ РАН olesya@mail.ru
Elibrary Author_id 545571Для цитированияЛомбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 1. С. 93-105. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7097Аннотация
В статье речь идёт о проблемах чтения в новой цифровой реальности, связанных с появлением текстов нового формата и изменением практик чтения. Этот вопрос приобретает актуальность, так как цифровое чтение начинает преобладать над традиционным, что оказывает влияние на индивидуальных читателей и на систему образования в целом. Мы провели пилотажное исследование понимания печатного текста (тестирование по методике Л. Ясюковой) среди 106 учеников четвёртых классов и проанализировали их практики чтения(анкетирование). Большинство опрошенных больше времени уделяют цифровому чтению (поиск информации и общение с друзьями в Интернете), по сравнению с чтением бумажных книг. Многие ученики (70%) способны понимать только простые тексты на знакомые темы, для них основной единицей восприятия текста является слово или словосочетание. Доля таких учеников больше в тех классах, где дети проводят больше времени в Интернете. На основе полученных данных мы сформулировали гипотезу, которая требует дальнейшей верификации: время, проведённое учениками в Интернете, и объём цифрового чтения могут влиять на то, как ученики понимают печатные тексты.Ключевые слова:цифровое чтение, понимание текста, модернизация образования, социология образования, психология образованияБиографии авторов
Тамара Николаевна Ломбина, АНО «Читайка»кандидат психологических наук, доцент, заместитель директораВалерий Андреевич Мансуров, Институт социологии ФНИСЦ РАНдоктор философских наук, профессорОлеся Викторовна Юрченко, Институт социологии ФНИСЦ РАНкандидат социологических наук, старший научный сотрудникЛитература
Ларкина, А. Детки в сетке. Исследование «Лаборатории Касперского» [Электронный ресурс] // Kaspersky Daily. 1 июня 2018. URL: https://securelist.ru/kids-report-2018/90138/ (дата обращения: 07.03.2020).
Солдатова, Г. В. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФИРО. 2017. URL: http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2017/11/3_Солдатова.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006.
Comparing Parent-Child Co-Reading on Print, Basic and Enhanced E-book Platforms 2012. Joan Ganz Cooney Center. URL: http://joanganzcooneycenter.org/publication/quickreport-printbooks-vs-e-books/ (дата обращения: 07.03.2020).
Dehaene, S. Reading in the brain: the New Science of How We Read. Penguine Books, 2010. 388 р.
Dillon, A., Gabbard, R. Hypermeida as an Educational Technology: a Review of the Quantitative Research Literature on Learner Comprehension, Control and Style. Educational Research. 1998. Vol. 68. № 3. Р. 322–349. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543068003322
Golan, D., Barzillai, M., Katzir, T. The Effect of Presentation Mode on Children’s Reading Preferences, Performance, and Self-evaluations. Computers & Education. 2018. № 126. Р. 346–358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.001
Katzir, T., Kim, Y-S., Lesaux, N. K. The Role of Reading Self-Concept and Home Literacy Practices in Fourth Grade Reading Comprehension // Reading and Writing. 2009. 22 (3). Р. 261–276. DOI: 10.1007/s11145-007-9112-8
Mangen, A., Walgermo, B., Kolbjørn, B. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. Р. 61–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2012.12.002
Snow, C. Reading for Understanding: Toward a Research and Development Program in Reading Comprehension // Official site RAND. 2002. URL: https://www.videnomlaesning.dk/media/2526/ reading-for-understanding.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
Thumala Olave, M. A. Reading matters: Towards a cultural sociology of reading // Am J Cult Sociol. 2018. № 6. P. 417–454. URL: https://doi.org/10.1057/s41290-017-0034-x (дата обращения: 07.03.2020).
Uncapher, M., Lin, L., Rosen, D, Kirkorian, H, Baron, N, Bailey, K., Cantor, J., Strayer, D., Parsons, T., & Wagner, A. Media Multitasking and Cognitive, Psychological, Neural, and Learning Differences // Pediatrics 140. (Supplement 2). 2017. P. 62–66. DOI: 10.1542/peds.2016-1758D
Wolf, M. Proust and the Squid: The Story and Science of the Reading Brain. HarperCollins Publishers. 2007. 314 р.СтатьяПоступила: 20.07.2019
Опубликована: 01.04.2020
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardЛомбина, Т. Н., Мансуров, В. А. и Юрченко, О. В. (2020) ’Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2’, Социологическая наука и социальная практика, 8(1), сс. 93-105. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7097.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - Олеся Викторовна Юрченко Институт социологии ФНИСЦ РАН olesya@mail.ru
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 85089 31.03.2023
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
Академик РАН, доктор философских наук
Директор Института социологии ФНИСЦ РАН
Михаил Константинович Горшков
Заместитель главного редактора
доктор философских наук, профессор
МГИМО-Университет МИД РФ
Сергей Александрович Кравченко
Заместитель главного редактора
доктор социологических наук
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Алла Викторовна Мозговая
ISSN 2308-6416 (Print)
ISSN 2413-6891(Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 2013 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва,
ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5
E-mail: mozgovai@yandex.ru