Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования
Научная статья
-
Светлана Владимировна Рязанова
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия
svet-ryazanova@yandex.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5387-9387
Elibrary Author_id 425585ResearchID L-6391-2015Выражение признательностиИсследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №19-511-60005Для цитированияРязанова С. В. Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 2. С. 86-100. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7306
Аннотация
Точкой приложения исследовательского интереса автора является установление механизмов формирования закрытого религиозного сообщества на примере одной из общин Прикамья. Группа верующих вызывает интерес как возникшая в рамках возрождения православной жизни региона, сочетающая в себе черты народной религиозности, новых религиозных движений (НРД) и «исторических сект». Реконструируется история складывания сообщества верующих, с привлечением элементов биографического метода. Исследование построено на основе интервью и переписки с бывшими членами общины, близкими насельников, анализе материалов закрытой группы социальной сети, записей занятий обители, фотокопий рабочих тетрадей группы. Выделены специфические черты сообщества, позволяющие при его анализе использовать терминологию и ряд теоретических построений Э. Гоффмана, связанных с понятием тотального сообщества. Покровская обитель предстаёт как сообщество закрытого типа с чертами тотальности, что выражается в территориальной и коммуникационной замкнутости постояльцев общинного поместья, их занятости исключительно на внутренних работах, представлении о группе как о семье. Отсутствие частной жизни сочетается с наличием для насельников обязательной связи «матушка–дитя» по отношению к лидеру группы, формирующей и психологическую зависимость. Практика имянаречения для взрослых членов общины, создание новых брачных союзов, участие в гендерно ориентированных советах создают особую микросреду, что приводит к унификации мировоззрения верующих и формированию травматического опыта. Наличие системы привилегий для продвинутых насельников дополняется развитой системой штрафов разного рода, включающих в себя публичное покаяние, отпевание заживо и изгнание из обители. Все это позволяет говорить о создании внутри религиозного сообщества эффективных механизмов управления верующими на основе травмы, приводящих к смене ценностей и социальных ролей и снижению критического мышления.Ключевые слова:тотальные институты, религиозная община, Покровская обительБиография автора
Светлана Владимировна Рязанова, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россиядоктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН; профессор кафедры истории и философии, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова, Пермь, РоссияЛитература
Асауленко О. Под покровом тьмы [Электронный ресурс]: Территория Пермь: [сайт]. 11 июля 2016. URL: https://territory-perm.ru/news/96/ (дата обращения: 18.05.2020).
Асауленко О. Гражданский суд [Электронный ресурс]: Территория Пермь: [сайт]. 14 марта 2017. URL: https://territory-perm.ru/analytics/43/ (дата обращения: 18.05.2020).
Асауленко О. «По плодам узнаете их…» [Электронный ресурс]: Территория Пермь: [сайт]. 22 июля 2019. URL: https://territory-perm.ru/news/148/ (дата обращения: 18.05.2020).
Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). М.: Из-во МГУ, 1984. 286 с.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодёжь. М.: Из-во МГУ, 1980. 103 с.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М.: ИФ РАН, 1999. 244 с.
Баркер А. В. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997. 282 с.
Гоффман Э. Тотальные институты. Очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А. С. Салина; под ред. А. М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2019. 464 с.
Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983. 303 с.
Григорьева Л. И. Новые религиозные движения и государство в современной России. М.: Прогресс, 2001. 425 с.
Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство (Социальнофилософский очерк) / Л. И. Григорьева; М-во образования Рос. Федерации; Сиб. гос. технол. ун-т. Красноярск: СибГТУ, 2002. 399 с.
Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985. 64 с.
Гуревич П. С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе. М.: Знание, 1983. 64 с.
Забияко А. Спасут ли нас чужие боги // Перспективы. 1992. № 2. С. 112–118.
Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. 472 с.
Клюев Б. И. Неорелигиозные движения в современной Индии // Народы Азии и Африки. 1984. № 6. С. 25–34.
Матвеев В. Преданные Кришны – кто они? // Наука и религия. 1990. № 10. С. 25–28.
Митрохин Л. Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. 64 с.
Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М.: Сов. Россия, 1985. 157 с.
Невилл Р. «Бостонское конфуцианство» – корни восточной культуры на западной почве // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 1. С. 138–149.
Никифорова Б. Искания молодёжи и «Движение Иисуса» // Наука и религия. 1976. № 5. С. 78–80.
Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. 2-е изд. М.: Объединённое гуманитарное издательство, 2004. 541 с.
Православная обитель или секта? Две истории пермяков, живших в «Покровской обители» [Электронный ресурс]: 59.RU: [сайт]. 27 сентября 2019. URL: https://59.ru/text/ gorod/66247327/ (дата обращения: 18.05.2020).
Рязанова С. В. Миф в его соотношении с религиозным и светским типами мировоззрения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012а. С. 123–136.
Рязанова С. В. «Народное богословие» в церкви «Семья Божия»: сюжеты, образы, мифы // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2019. № 1. С. 85–100. DOI: 10.15593/ perm.kipf/2019.1.07
Рязанова С. В. Специфика мифа как культурной формы // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2014. № 4. С. 37–44.
Рязанова С. В. Структура современного религиозного сознания: общее и особенное // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2012б. Т. 10. № 3. С. 197–204.
Сенин Ю. США: Кризис веры // Наука и религия. 1969. № 9. С. 88–89.
Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М.: Наука, 1989. 139 с.
Ткачева А. А. Кришна Харе // Азия и Африка сегодня. 1993. № 8. С. 56–57.
Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М.: Наука, 1991. 137 с.
Бочаров Т. Ю. Тотальные институты в России // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 3. С. 329–330
Aidada A. A. Social Change, Gender Roles, and New Religious Movements // Sociological Analysis. 1985. № 46 (3). P. 287–314.
Beckford J. A. Some Questions about the Relationship between Scholars and the New Religious Movements // Sociological Analysis. 1983. № 44 (3). P. 189–196.
Beckford J. A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. № 42 (3). P. 249–264.
Berger A. L. Hasidism and Moonism: Charisma in the Counterculture // Sociological Analysis. 1981. № 41 (4). P. 375–390.
Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. № 39 (3). P. 228–240.
Davil G. Global Civil Religion: a European Perspective // Sociological Analysis. 2001. № 62 (4). P. 455–473.
Gussner R. E., Berkowitz S. D. Scholars, Sects and Sanghas: Recruitment to Asian-Based Meditation Groups in North America // Sociological Analysis. 1988. № 49 (2). P. 136–170.
Hoge D. R., Smith E. L. Normative and Non-Normative Religious Experience Among High School Youth // Sociological Analysis. 1982. № 43(1). P. 69–82.
Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. 1992. № 53 (4). P. 1–13.
Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. № 39 (4). P. 95–122.
Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. 1979. № 40 (4). P. 297–314.
Stone D. New Religious Consciousness and personal religious Experience // Sociological Analysis. 1978. № 39 (2). P. 123–134.
Swatos W. H. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back // Sociological Analysis. 1981. № 42 (1). P. 17–26.
Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. 1988. № 48 (4). P. 355–371.СтатьяПоступила: 27.01.2020
Опубликована: 30.06.2020
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardРязанова, С. В. (2020) ’Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования’, Социологическая наука и социальная практика, 8(2), сс. 86-100. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7306.РазделСОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ