Опорные вузы: социологическое обеспечение образовательной инновации в регионах России
Научная статья
-
Лариса Юрьевна Коростелева
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
larisa_55@rambler.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3815-8677
Elibrary Author_id 776234ResearchID J-4870-2018Для цитированияКоростелева Л. Ю. Опорные вузы: социологическое обеспечение образовательной инновации в регионах России. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 4. С. 168-182. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.4.7663
Аннотация
В статье рассматриваются предпринимаемые на уровне правительства меры по развитию регионов России и снижению социально-экономических диспропорций между ними. В качестве одного из направлений политико-управленческих практик по смягчению неоднородности развития регионов России приводится сфера высшего образования как основная отрасль кадрового воспроизводства экономики. Преобразования в высшей школе, нередко используемые в качестве инструментов «шоковой терапии» для оживления самой системы образования одновременно проецируется на экономику, являясь неким импульсом позитивных изменений в регионах. Примером решения проблем неравномерности социально-экономического развития регионов, оттока населения из них в мегаполисы и крупные города, уменьшения человеческого и социального потенциала стала программа «опорные университеты». Анализ программы создания опорных университетов 2015–2017 гг. в регионах России, её цели, задачи и основные этапы реализации выявил ряд недоработок проекта. В числе основных – противоречие между заявленной целью создания опорных университетов и их развитием по показателю «роль опорного университета в социально-экономическом развитии региона». Обозначены проблемы вузов в результате объединения в составе опорного университета. Высказана гипотеза о том, что проект опорных вузов может заметно усилить межрегиональные диспропорции и безвозвратно разрушить традиционную модель классического российского образования.Ключевые слова:высшее образование, опорные университеты, регионы России, социально-экономическое развитие, социально-культурное развитие, пространственное развитиеБиография автора
Лариса Юрьевна Коростелева, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, старший научный сотрудникЛитература
Агранович М. Л., Ермачкова Ю. В., Селиверстова И. В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. Аналитический доклад / М. Л. Агранович, Ю. В. Ермачкова, И. В. Селиверстова. М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. 96 с. URL: doclad_ros_obr_v_kontekste_mi.pdf
Барышникова М. Ю., Вашурина Е. В., Шарыкина Э. А., Сергеев Ю. Н., Чиннова И. И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43.
Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д. В. Козлов, Д. П. Платонова, О. В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с. (Современная аналитика образования. № 4 (12)).
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с. (Современная аналитика образования. № 8).
Катровский А. П. Развитие территориальной структуры высшей школы России. дис… д-ра геогр. наук: 25.00.24 / Катровский Александр Петрович; Моск. гос. ун-т. Москва, 2003. 395 с.
Лебедева Н. А., Полетаева Л. П. Ресурсный потенциал высшей школы как фактор развития социально-экономической сферы региона // Тренды и управление. 2019. № 3. С. 37–56.
Университеты на перепутье: Высшее образование в России [Текст] / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова [и др.]; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 319 с.
Устинкин С. В., Куконков П. И. Социальные последствия финансово-экономической дифференциации регионов: на примере Приволжского федерального округа // ОБОЗРЕВАТЕЛЬOBSERVER. 2020. № 6. С. 111–122.СтатьяПоступила: 07.10.2020
Опубликована: 08.12.2020
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardКоростелева, Л. Ю. (2020) ’Опорные вузы: социологическое обеспечение образовательной инновации в регионах России’, Социологическая наука и социальная практика, 8(4), сс. 168-182. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.4.7663.РазделРЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ