Российская идентичность и школьное образование: современный контекст
Научная статья
-
Анна Александровна Эндрюшко
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
anna.endryushko@mail.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1358-1145
Elibrary Author_id 906278ResearchID H-8504-2018Выражение признательностиСтатья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-011-00241 «Содержательные основы общероссийской гражданской идентичности в региональном и этнокультурном контексте»Для цитированияЭндрюшко А. А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 1. С. 95-110. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7875
Аннотация
В статье рассматривается конструирование российской идентичности в доктринальном пространстве сферы образования. Проанализирована эволюция государственных стандартов общего образования в постсоветский период от документов, осуществляющих только нормативно-правовое регулирование содержания школьного образования, к программным документам, формирующим воспитательные функции школы, среди которых основная – формирование российской гражданской идентичности. Приводятся результаты контент-анализа документов федеральных государственных стандартов начального, основного, общего образования нового поколения (принятых в 2009–2012 гг.). Количественный анализ текста показал, что при заявленной цели формирования российской гражданской идентичности её гражданская составляющая значительно уступает культурной, а при содержательном анализе очевидно доминирование эмоциональной и нормативно-ценностной составляющих, в то время как поведенческий аспект российской идентичности выражен крайне слабо. Делается вывод о том, что такой подход ведёт к формированию «слепого патриотизма», препятствуя развитию поведенческих аспектов гражданской идентичности и формированию общественной активности школьников.Ключевые слова:российская идентичность, гражданская идентичность, образование, федеральные государственные стандарты образованияБиография автора
Анна Александровна Эндрюшко, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиямладший научный сотрудникЛитература
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева ; Вступ. ст. С. Баньковской. М. : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288 с.
2. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Пер. с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. М. : Издательство «Логос», 2004. 288 с.
3. Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной ; Ред. и послесл. И. И. Крупника. М. : Прогресс, 1991. 320 с.
4. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М. : Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с.
5. Дробижева Л. М. Политика интеграции полиэтнического российского общества в доктринальных документах, политологическом дискурсе и массовом сознании // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С. 134–146. DOI: 10.31857/S086904990005821-5.
6. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. C. 100–115. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.09.
7. Дюркгейм Э. Социология образования / Э. Дюркгейм ; Пер. с фр. Т. Г. Астаховой ; Под ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. М. : ИНТОР, 1996b. 77 с.
8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М. : Канон, 1996a. 430 с.
9. Нации и национализм / Пер с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. М. : Праксис, 2002. 416 с.
10. Паин Э. А. Между империей и нацией. Модернистский ̆ проект и его традиционалистская альтернатива в национальной̆ политике России. М. : Новое издательство, 2004. 248 с.
11. Рысакова П. И. Национальная система образования как агент формирования глобальной идентичности // Философские науки. 2010. № 10. С. 110–127.
12. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5 (385). С. 44–53.
13. Семененко И. С. Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве / И. С. Семененко, В. В. Лапкин, А. Л. Бардин, В. И. Пантин // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 54–78. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05.
14. Смит Э. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. М. : Праксис, 2004. 466 c.
15. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. / Пер. с англ. А. А. Васильев. Спб. : Издательство «Алетейя», 1998. 308 с.
16. Benavot A. Institutional Approach to the Study of Education // International Encyclopedia of Sociology of Education / Ed. by L. Saha. Oxford, UK : Elsevier Science, 1997. P. 340–345.
17. Brubaker R. Nationalizing States Revisited: Projects and Processes of Nationalization in Post-Soviet States // Ethnic and Racial Studies. 2011. Vol. 34, № 11. P. 1785–1814.
18. Jabbour K. K. Civic education in Lebanon // Bulgarian Journal of Science and Education Policy (BJSEP). 2014. Vol. 8, № 2. P. 392–407.
19. Koh A. Working against globalization: the role of the media and national education in Singapore // Globalisation, Societies and Education. 2006. Vol. 4, № 3. P. 357–370.
20. Meyer J. W., Ramirez F. O. Comparative Education: The Social Costruction of the Modern World System // Annual Review of Sociology. 1980. Vol. 6, № 1. P. 369–397.
21. Ramirez F., Boli J. The Political Construction of Mass Schooling: European Origins and Worldwide Institutionalization // Sociology of Education. 1987. Vol. 60, № 1. P. 2–17.
22. Smith A. The Ethnic Origins of Nations. Oxford : Blackwell, 1986. 312 p.
23. Torney-Purta J. The school’s role in developing civic engagement: a study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. Vol. 6, № 4. P. 203–212.СтатьяПоступила: 23.09.2020
Опубликована: 28.03.2021
Форматы цитированияРазделЭТНОСОЦИОЛОГИЯ