Распределение ролей в высокоресурсных многодетных семьях
Научная статья
-
Злата Евгеньевна Дорофеева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
zdorofeeva@hse.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2099-624X
Elibrary Author_id 501435ResearchID T-9563-2018Выражение признательностиВ статье использованы результаты проекта «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.Для цитированияДорофеева З. Е. Распределение ролей в высокоресурсных многодетных семьях. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 3. С. 73-87. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.3.8434
Аннотация
Трансформация семейных ролей, отмечаемая исследователями, наиболее ярко проявилась среди молодых, образованных и более обеспеченных слоёв населения, среди которых многодетные семьи, как правило, остаются незамеченными. При этом образованные многодетные семьи со средним и выше уровнем дохода (высокоресурсные многодетные семьи) представляют особый исследовательский интерес, имея отличительные особенности от малодетных семей с соответствующими показателями в силу объёма внутрисемейной нагрузки. На основе анализа проведённых автором глубинных интервью показано сосуществование патриархальных и эгалитарных практик распределения семейных ролей в высокоресурсных многодетных семьях. Если роль, связанная с материальным обеспечением семьи, может быть рассмотрена в патриархальном ключе, то в приватной сфере наблюдается преобладание эгалитарных ценностей – мужчины активно включаются в сферу домашнего хозяйства и дел, связанных с детьми. Уровень нагрузки и объём необходимых ресурсов требуют максимально эффективного использования внутрисемейных ресурсов (в том числе привлечения старших детей к участию в делах семьи), а также привлечения внешних помощников, в частности активного использования социального капитала, в качестве которого могут выступать ближайшие родственники (чаще бабушки) или знакомые. При этом ключевая роль «менеджера семьи», контролирующего приватную сферу семьи, принадлежит женщине, которая также служит основным источником эмоциональных инвестиций в семью. В работе отмечается не только сверхзанятость отцов на рынке труда и матерей в приватной сфере, частично сопровождаемая и занятостью в экономике, но и высокий уровень включённости детей в образовательный процесс. Делается вывод о том, что именно вклад каждого члена семьи, включая старших детей, делает эти семьи высокоресурными.Ключевые слова:высокоресурсные семьи, многодетные семьи, семейные роли, распределение ролей, эмоциональный капитал, социальный капиталБиография автора
Злата Евгеньевна Дорофеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиянаучный сотрудник, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАНЛитература
1. Антонов А. И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи / Отв. ред. А. И. Антонов. М. : ИС РАН, 1992. 156 c.
2. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М. : Институт социологии РАН, 2008. 324 с.
3. Дорофеева З. Е. Трудовые траектории высокоресурсных многодетных матерей // Социологический журнал. 2020. № 4. C. 79–95. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.4.7644.
4. Дорофеева З. Е. Особенности интенсивного родительства в высокоресурсных многодетных семьях // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13, № 1. С. 89–105. DOI: 10.19181/inter.2021.13.1.
5. Ефанова О. А., Писклакова-Паркер М. П. Современная российская семья в условиях изменения гендерных отношений // Народонаселение. 2020. Т. 23, № 2. С. 26–36. DOI: 10.19181/ population.2020.23.2.3
6. Караханова Т. М., Большакова О. А. Бытовая деятельность в домохозяйстве: необходимый и востребованный неоплачиваемый труд городских рабочих // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9, № 2 (25). C. 100–129. DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.512
7. Клецин А. А. Распределение домашних обязанностей между супругами: факты, проблемы, интерпретации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. 6, № 2. С. 120–136
8. Макаренцева А. О. Представления мужчин и женщин о затратах времени на работу по дому / А. О. Макаренцева, С. С. Бирюкова, Е. А. Третьякова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2 (138). С. 97–114. DOI: 10.14515/ monitoring.2017.2.06
9. Равенство в семье: от деклараций к реальности? Аналитический обзор // ВЦИОМ : [сайт]. 06 марта 2018 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ravenstvov-seme-ot-deklaraczij-k-realnosti (дата обращения: 10.07.2020).
10. Римашевская Н. М. Баланс профессиональных и семейных ролей отцов как залог устойчивости семьи и общества / Н. М. Римашевская, М. М. Малышева, М. П. ПисклаковаПаркер // Народонаселение. 2017. № 2 (76). С. 28–41.
11. Attitudes Toward Women’s Work and Family Roles in the United States, 1976–2013 / K. Donnelly, J. M. Twenge, M. A. Clark, S. K. Shaikh, A. Beiler-May, N. T. Carter // Psychology of Women Quarterly. 2016. Vol. 40 (1). Р. 41–54. DOI: 10.1177/0361684315590774
12. Cottingham M. D. Theorizing emotional capital. Theory and Society. 2016. Vol. 45. № 5. P. 451–470. DOI: https://doi.org/10.1007/s11186-016-9278-7
13. Gender stereotypes have changed: A cross-temporal meta-analysis of U.S. public opinion polls from 1946 to 2018 / A. H. Eagly, C. Nater, D. I. Miller, M. Kaufmann, S. Sczesny // American Psychologist. 2020. Vol. 75 (3). Р. 301–315. DOI: 10.1037/amp0000494
14. Housework: Who did, does or will do it, and how much does it matter? / S. M. Bianchi, L. C. Sayer, M. A. Milkie, J. P. Robinson // Social Forces. 2012. № 91 (1). Р. 55–63.
15. Lareau A. Unequal childhoods: class, race, and family life, with an update a decade later. 2nd ed. Berkeley, Los Angeles, California : University of California Press, 2011. 343 p.
16. Nowotny H. Austria: Women in public life // Access to power: cross-national studies of women and elites / C. F. Epstein, R. L. Coser (Eds.). London : George Allen & Unwi, 1981. P. 147–156.
17. O’Brien M. Gendered Capital: Emotional Capital and Mothers’ Care Work in Education // British Journal of Sociology of Education. 2008. Vol. 29. № 2. P. 137–148. DOI: 10.1080/01425690701837505
18. Zembylas M. Emotional Capital and Education: Theoretical Insights from Bourdieu // British Journal of Educational Studies. 2007. Vol. 55. № 4. P. 443–463. DOI: 10.1111/j.1467-8527.2007.00390.xСтатьяПоступила: 10.11.2020
Опубликована: 28.09.2021
Форматы цитированияРазделСОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ