Личностные особенности и социальное самочувствие предпринимателей как ресурс адаптации к изменениям

Научная статья
Для цитирования
Атанасова А. А., Мозговая А. В. Личностные особенности и социальное самочувствие предпринимателей как ресурс адаптации к изменениям. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 3. С. 134-147. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.3.8438

Аннотация

Методологической основой исследования выступает социологический подход, рассматривающий предпринимательство как социально значимую деятельность, а предпринимателя как субъекта этой деятельности. Авторы соотносят анализ данных общероссийского выборочного мониторингового исследования с пониманием связи направленности и характера адаптации с личностными особенностями адаптантов. Объектом непосредственного изучения выступают респонденты целевой совокупности, основным критерием для формирования которой была самоидентификация респондента, самоопределение, соотнесение себя со статусом предпринимателя. Целью исследования были анализ и оценка ряда специфических для предпринимателя личностных свойств с точки зрения их ресурсности для продуктивной адаптации к ускоряющимся темпам изменения условий повседневной и социальной жизнедеятельности. Инструментарий мониторингового исследования содержал вопросы, позволяющие получить представление о наличии у исследуемого контингента респондентов тех или иных установок и личностных качеств, отличающих предпринимателей как активных социальных деятелей. Показатели группировались по нескольким блокам: социально-демографические характеристики респондентов, отраслевой профиль и особенности предприятий; личностные особенности предпринимателей; социальная самоидентификация и социальное самочувствие предпринимателей.  Анализ показал, что мощным ресурсом адаптации к постоянным изменениям среды для предпринимателей выступают его личностные качества: субъективная ценность свободы действий и решений, направленность на самореализацию, личностный рост и развитие, ответственность и установка на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Высокая самооценка профессионализма также является значимым ресурсом адаптации к неопределённости, трансформациям, изменениям и рискам, формирующимся в ходе развития этих процессов. Социальное самочувствие предпринимателей неудовлетворительное по ряду важнейших показателей, что в значительной степени снижает их адаптационный потенциал. В частности, материальный достаток, статус (уважение) в обществе, правовая защита и безопасность, уверенность в стабильности занятости и благосостояния оцениваются предпринимателями низко.
Ключевые слова:
предприниматель, социальное самочувствие, адаптация, ресурсы, социальные изменения

Биографии авторов

Анна Атанасовна Атанасова, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
младший научный сотрудник
Алла Викторовна Мозговая, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Литература

1. Голенкова З. Т. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. 2006. № 11 (271). С. 29–37.

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. Единиц : [В 2 т.] / Т. Ф. Ефремова. М. : Русский язык, 2000.

3. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т. И. Заславская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1995. № 1. С. 17–32.

4. Козырева П. М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже ХХ-ХХI веков / П. М. Козырева. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2004. 320 с.

5. Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. Новосибирск : Наука, 2005. 424 с.

6. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов : Изд-во Сарат. Ун-та. 2000. 257 с.

7. Мозговая А. В. Идентификация, оценка и адаптация к риску в условиях неопределённости / А. В. Мозговая // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7, № 4 (28). С. 151–165. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6808.

8. Мозговая А. В. Стратегии адаптации к различным типам рисков / А. В. Мозговая // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3 (31). С. 32–46. DOI: 10.19181/ snsp.2020.8.3.7485.

9. Радаев В. В. Экономическая социология / В. В. Радаев. М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 602 с.

10. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М. : Издательская группа ИНФРА-М–НОРМА, 1998. 488 с.

11. Толковый словарь русского языка : Ок. 2000 словар. ст., свыше 12000 значений / Д. Н. Ахапкин [и др.] ; Под ред. Д. В. Дмитриева. М. : Астрель, 2003. 989 с.

12. Entrepreneurship // Cambridge dictionary : [сайт]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0 %B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/entrepreneurship?q=ENTREPRENEURSHIP (дата обращения: 07.02.2021).

13. Entrepreneurship // Oxford dictionary : [сайт]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/entrepreneurship#:~:text=%2F%CB%8C%C9%92ntr%C9%99pr%C9%99%CB%88n%C9%9C%CB%90%CA%83%C9%AAp%2F,and%20promote%20 business%20and%20investment (дата обращения: 07.02.2021).

14. Peneder M. The meaning of entrepreneurship: a modular concept // WIFO Working papers. № 335. Austrian Institute of Economic Research (WIFO), Vienna. 2009. P. 1–32. URL: https://www. econstor.eu/bitstream/10419/128875/1/wp_335.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

15. Reynolds P. D. Sociology and Entrepreneurship: Concepts and Contributions / P. D. Reynolds // Entrepreneurship Theory and Practice. 1992. pp. 47–66. DOI: https://doi.org/10.1177/10 4225879201600205. URL: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/104225879201600205 (дата обращения: 21.02.2021).
Статья

Поступила: 12.05.2021

Опубликована: 28.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Атанасова, А. А. и Мозговая, А. В. (2021) ’Личностные особенности и социальное самочувствие предпринимателей как ресурс адаптации к изменениям’, Социологическая наука и социальная практика, 9(3), сс. 134-147. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.3.8438.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП