В поисках источника образовательного неравенства
Научная статья
-
Давид Львович Константиновский
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
scan21@mail.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3316-0644
Elibrary Author_id 77331ResearchID B-5176-2016Для цитированияКонстантиновский Д. Л. В поисках источника образовательного неравенства. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 4. С. 98-111. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8609
Аннотация
В статье обсуждаются различные подходы к исследованию источников неравенства в образовании. Отмечается, что данные о представительстве учащихся из семей с разным статусом родителей на различных уровнях образования не являются достаточными для обоснованных суждений о неравенстве. Для полноценной интерпретации требуется обращение к гораздо большему объёму информации, в первую очередь потому, что решающее значение при формировании шансов на получение образования определённого уровня и качества имеет разнообразное влияние семьи и окружения подростка в период его первичной социализации. Важен социальный опыт семьи, базирующиеся на нём модели социального поведения, выработанные культурные образцы, стратегии и тактики. Вместе с тем сформированные ориентации в отношении образования не являются закреплёнными единожды и навсегда – они пластичны и могут трансформироваться, если меняется общая ситуация (например, экономическая) или производится направленное воздействие (например, педагогическое). Сформированное ранее является как бы стартовой позицией и задаёт в дальнейшем направленность и темпы возможной рефлексии на те или иные влияния. Пандемия и вызванная ею интенсификация дистанционного обучения резко повысили значимость качеств учащихся, сформированных в период первичной социализации и имеющих решающее значение для академической успешности. Сопутствующий этому рост неравенства в образовании актуализировал поиски его источников с тем, чтобы найти средства если не к преодолению его, то к уменьшению. Выравнивание возможностей выходцев из всех социальных групп особенно важно для роста человеческого потенциала.Ключевые слова:образование, человеческий потенциал, неравенство, первичная социализация, пандемия, дистанционное обучениеБиография автора
Давид Львович Константиновский, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиядоктор социологических наук, главный научный сотрудникЛитература
1. Вознесенская Е. Д. Доступность высшего образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношение к ней населения / Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, О. Я. Дымарская // Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С. В. Шишкин ; Независимый институт социальной политики. М., 2004. С. 104–144.
2. Деруэ Ж.-Л. Социология образования: в поисках общества / Ж.-Л. Деруэ ; пер. С. В. Нелюбова // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Спец. выпуск. С. 179–190.
3. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85–112. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112.
4. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова [и др.]. М. : ЦСП и М, 2015. 231 с.
5. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / Сост. М. А. Пинская [и др.] ; под общ. ред. М. А. Пинской [и др.]. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 192 с.
6. Саскинд Д. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним / Д. Саскинд, Б. Саскинд, Л. Левинтер-Саскинд ; пер. А. Богданова, М. Гескина. М. : ООО Манн, Иванов и Фербер, 2018. 288 с.
7. Хекман Дж. Экономическая отдача от дошкольного образования детей из неблагополучных семей: уроки программы «Хайскоуп Перри» / Дж. Хекман, С. Мун, Р. Пинто, П. Савельев, А. Явиц // Финансы и бизнес. 2010. № 3. С. 39–51.
8. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала / Дж. Хекман ; пер. с англ. Е. Покатович // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137.
9. Хекман Дж. Равные условия для всех детей: стратегия, которая работает. М. : Издательство «Мозаика-Синтез» ; Изд-во Московского университета, 2019. 88 с.
10. Boudon R. Education, opportunity, and social inequality: changing prospects in western society. N.Y. : John Wiley & Sons, 1974. 220 p.
11. Boudon R. L’Inégalité des chances: la mobilité sociale dans les sociétés industrielles. Paris : Armand Colin, 1973. 237 p.
12. Bourdieu P. Les héritiers: les étudiants et la culture / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. Paris : de Minuit, 1964. 183 p.
13. Bourdieu P. La reproduction: eléments pour une théorie du systéme d’enseignement / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. Paris : de Minuit, 1970. 280 p.
14. Equality of educational opportunity / J. Coleman [et al.]. Washington : U.S. Government Printing Office, 1966, 746 p.
15. Konstantinovskii D. L., Khokhlushkina F. А. The formation of the social behavior of young people in the sphere of education. Russian Education and Society. 2000. № 42 (2). P. 26–58.СтатьяПоступила: 09.08.2021
Опубликована: 02.12.2021
Форматы цитированияРазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ