Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов
Научная статья
-
Лариса Юрьевна Коростелева
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
larisa_55@rambler.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3815-8677
Elibrary Author_id 776234ResearchID J-4870-2018Для цитированияКоростелева Л. Ю. Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 4. С. 250-263. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8618
Аннотация
В статье рассматривается сфера образования как одно из направлений политико-управленческих практик по развитию регионов. Оценивается значение образовательных организаций высшего образования в составе научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), созданных в контексте реализации национального проекта «Наука». Возложенная на центры задача по активизации межрегионального взаимодействия, как предполагается, будет способствовать инновационному развитию субъектов Российской Федерации и экономико-технологической связанности территорий. В контексте поставленной задачи проанализированы данные с официальных сайтов НОЦ, данные международного рейтинга THE, московского международного рейтинга MosIUR за 2020 г., нормативные правовые акты, а также вторичные данные по исследуемой проблеме. Показано, что НОЦ стали своего рода надстройкой (конструкцией), объединившие под одной вывеской центра несколько групп акторов: университеты, научные организации, организации из реального сектора экономики, поддерживаемые субъектом Российской Федерации под личным контролем со стороны губернаторов. Особенностью таких центров стало не только объединение университетов с высокими международными рейтинговыми оценками из разных регионов, но и участие одного и того же университета в составе нескольких НОЦ. Такой организационный приём посредством стягивания севера и юга, запада и востока, включения одних и тех же университетов в состав разных НОЦ даёт основание предполагать, что это, с одной стороны, усиливает межрегиональное взаимодействие, увеличивает значения показателей деятельности участников проекта, но с другой – затрудняет объективную оценку самой деятельности НОЦ. На основании исследования высказывается гипотеза, что существующие подходы в оценке результативности НОЦ порождают множество имитационных форм деятельности, включая отчетность, и нуждаются в совершенствовании. Делается вывод, что деятельность НОЦ будет способствовать прорывному развитию тех регионов, на территории которых они образованы, но вместе с тем и усиливать межрегиональные диспропорции.Ключевые слова:регионы России, территориальные неравенства, научно-образовательные центры мирового уровня, университеты, международные рейтинги университетовБиография автора
Лариса Юрьевна Коростелева, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, старший научный сотрудникЛитература
1. Бондаренко Н. Е., Губарев Р. В. Проблема регионального неравенства в социально- экономическом развитии России // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2020. Т. 17, № 5 (113). С. 56–68. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-5-56-68
2. Журавлева Е. В. Достижение мирового уровня научно-образовательными центрами – тренды, механизмы, результаты / Е. В. Журавлева, Т. Н. Воробьева, Д. А. Захарова, В. П. Жабинская // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т. 34, № 9. С. 112–118. DOI:10.24411/0235-2451-2020-10919.
3. Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с.
4. Печаткин В. В. Формирование научно-образовательных центров мирового уровня в регионах России как инструмент повышения конкурентоустойчивости территорий // Экономические отношения. 2019. Т. 9, № 4. С. 3075–3086. DOI:10.18334/eo.9.4.41267.
5. Рейтинг вузов Times Higher Education 2020 // ПроВУЗ.ру : [сайт]. URL: https://www. provuz.ru/rating/times-higher-education-2020/ (дата обращения: 06.11.2021).
6. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития : [монография] / М. А. Абрамова [и др.] ; отв. ред. Р. С. Гринберг, П. В. Савченко. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2021. 596 с. DOI: 10.12737/1087982.
7. Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. Информационно-аналитическое резюме по итогам общенационального социологического исследования / М. К. Горшков [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2018. 44 с.
8. Фальков В. Н. О возможностях совершенствования оценки эффективности научно-образовательных центров (НОЦ): индикативный подход / В. Н. Фальков, А. В. Толстиков, А. С. Латышев, А. Г. Барабашев // Управление наукой : теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 15–37. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2.1.
9. Borlaug S. B. Moral hazard and adverse selection in research funding: centers of excellence in Norway and Sweden // Science and Public Policy. 2016. Vol. 43, № 3. P. 352–362. DOI: 10.1093/scipol/scv048.СтатьяПоступила: 30.08.2021
Опубликована: 02.12.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardКоростелева, Л. Ю. (2021) ’Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов’, Социологическая наука и социальная практика, 9(4), сс. 250-263. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8618.РазделРЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ