Социально-коммуникационные механизмы адаптации населения к условиям пандемии в общероссийском, региональном и отраслевом контекстах
Научная статья
-
Александр Николаевич Чумиков
Институт социологии ФНИСЦ РАН; Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
chumikov@pr-club.com
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7208-9783
Elibrary Author_id 475501Для цитированияЧумиков А. Н. Социально-коммуникационные механизмы адаптации населения к условиям пандемии в общероссийском, региональном и отраслевом контекстах. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 1. С. 7-23. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8858
Аннотация
Современная пандемия коронавируса воспринимается широкими слоями населения как уникальное и однозначно негативное явление. Однако такой взгляд является упрощённым. Для более широкой и актуальной оценки пандемии следует отталкиваться от её понимания как кризиса. Большинство кризисов лишь отчасти уникальны, поскольку подлежат определённой классификации и регулярно происходят на протяжении всей истории человечества. Каждый кризис показывает невозможность существования в рамках текущего положения и стимулирует активный и ускоренный поиск инновационных решений, в чём и заключается его позитивный потенциал. Автор предлагает понимать кризис в двух ключевых направлениях. В первом из них кризис – это чрезвычайная ситуация, связанная с природными или техногенными катастрофами; во втором – взаимоотношения субъектов в рамках социального конфликта. То и другое имеет место в период пандемии коронавируса. Власть, коммерческие структуры, общественные организации стремятся выработать и реализовать механизмы адаптации населения к кризису. С одной стороны, эти механизмы имеют экономический характер, связанный с поиском и выплатой средств для компенсации потерь населения, производством вакцины, организацией лечения и т. п. С другой стороны, принимаются меры немонетарного характера, связанные с оптимизацией общественных настроений. Именно этот кризисный аспект и рассматривается в статье, где анализируются социально-коммуникационные кампании, дополняющие мероприятия по непосредственной борьбе с пандемией и направленные на нейтрализацию проявлений кризисного сознания. Даётся обзор актуальных исследований, приводятся примеры коммуникационных действий государственных организаций федерального и регионального уровней, коммерческих структур в различных отраслях; обосновывается необходимость противодействия фейковой информации и конспирологическим версиям пандемии.Ключевые слова:кризис, чрезвычайная ситуация, конфликт, пандемия, адаптационные (антикризисные) коммуникации, конспирология, фейкиБиография автора
Александр Николаевич Чумиков, Институт социологии ФНИСЦ РАН; Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россиядоктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН; профессор, Московский государственный лингвистический университетЛитература
1. Выдронак В. В. SММ-инструменты в продвижении fashion брендов в Instagram (на примере 12S toreez и GateЗ l). М. : РУДН, 2020.
2. Доклад «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год» / Общественная палата Российской Федерации. URL: https://report2019.oprf.ru/ (дата обращения: 01.09.2021).
3. Мерсиянова И. В. Сектор НКО и волонтёрство: изменения на пути в посткризисную эпоху / И. В. Мерсиянова, Н. В. Иванова // «Чёрный лебедь» в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / под ред. С. М. Плаксина, А. Б. Жулина, С. А. Фаризовой. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. С. 117–148.
4. Синявская О. В. Влияние пандемии COVID-19 на социальную политику в мире и в России // «Чёрный лебедь» в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / под ред. С. М. Плаксина, А. Б. Жулина, С. А Фаризовой. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. С. 39–54.
5. Современный словарь по общественным наукам / Авт.-сост. О. Г. Данильян [и др.]. М. : Инфра-М, 2013. 314 с.
6. Фрумин И. Д. Трансформация образования в условиях пандемии / И. Д. Фрумин, С. М. Брызгалова, С. И. Заир-Бек, И. А. Карлов, С. Г. Косарецкий, О. В. Лешуков, А. В. Павлов // «Чёрный лебедь» в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / под ред. С. М. Плаксина, А. Б. Жулина, С. А. Фаризовой. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 336 с. С. 83–117.
7. Цагарейшвили С. А. Онлайн-активность оперных театров в период пандемии–2020: новые вызовы / С. А. Цагарейшвили // Рекламный вектор – 2020: smart-коммуникации : сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции. (Москва, 08–09 апреля 2020 года). М. : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. С. 339–342.
8. Чумиков А. Н. Антикризисные коммуникации. М. : Проспект; МГЛУ, 2021. 190 с.
9. Adams S. Win Bigly. Persuasion in a world where facts where facts don’t matter. USA, Portfolio, 2017. 304 p.
10. Amstutz M. R. An Introduction to Political Science. The Management of Conflict. Scott : Foresman and Company, 1982. 454 p.
11. Dahrendorf R. The Modern Social Conflict: an Essay on the Politics of Liberty. New York : Weidenfeld & Nicolson, 1988. 291 p.
12. Layton D. Inarticulate Science? Perspectives on the Public Understanding of Science and Some Implications for Science Education / D. Layton, E. Jenkins, S. Macgill, A. D. Driffield. East Yorkshire, UK : Studies in Education, 1993. 159 p.
13. The State of Vaccine Confidence 2016: Global Insights Through a 67-Country Survey / H. J. Larson, A. de Figueiredo, Z. Xiahong [and oth] // EBioMedicine. 2016. Vol. 12. P. 295–301. DOI: 10.1016/j.ebiom.2016.08.042.
14. Welcome Global Monitor 2019 // Welcome Trust : [сайт]. 29 November 2021. URL: https://cms.wellcome.org/sites/default/files/wgm2018-country-data-all.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
15. Wolfe R. M. Anti-vaccination past. And present / R. M. Wolfe, L. K. Sharp // British Medical Journal. 2002. Vol. 325 (7361). P. 430–431. DOI: 10.1136/bmj.325.7361.430.СтатьяПоступила: 03.09.2021
Опубликована: 16.03.2022
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardЧумиков, А. Н. (2022) ’Социально-коммуникационные механизмы адаптации населения к условиям пандемии в общероссийском, региональном и отраслевом контекстах’, Социологическая наука и социальная практика, 10(1), сс. 7-23. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8858.РазделРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19