Карьерный путь преподавателей высшей школы
Научная статья
-
Галина Зиновьевна Ефимова
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
g.z.efimova@utmn.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-4826-2259
Elibrary Author_id 571660ResearchID N-8362-2016Выражение признательностиСтатья выполнена при поддержке РНФ. Проект №19-18-00485 «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности».Для цитированияЕфимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 1. С. 24-40. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859
Аннотация
В статье представлен анализ нарративных описаний ключевых этапов карьеры и типовых траекторий карьерного пути научно-педагогических сотрудников отечественных университетов. Определены мотивы и установки преподавателей, влияющие на принятие ими решения относительно продолжения академической карьеры или её прекращения. Проведено изучение карьерных траекторий и мотивации вовлечённости научно-педагогических работников в академический рынок труда. Опираясь на полученные нами результаты, выделены три ключевых карьерных трека: 1) внутрикорпоративный (классический инбридинг) – выпускник трудоустраивается в тот же университет, который окончил; 2) внутрипрофессиональный – специалист выбирает в качестве места работы академическую сферу за пределами родного вуза; 3) смешанный (академический/неакадемический) трек – после окончания вуза индивид может сразу или спустя время покинуть академическую сферу, но позже вернуться в высшую школу на должность научно-педагогического работника. Изучение биографических нарративов научно-педагогических работников высшей школы показало наличие восьми этапов академической карьеры, связанных с: получением высшего образования, наличием опыта работы и последующим трудоустройством, получением учёной степени кандидата наук или второго высшего образования, карьерными изменениями после защиты кандидатской диссертации, получением учёной степени доктора наук и последующими карьерными изменениями и получением статуса члена-корреспондента или академика РАН. Обозначенные этапы создают для научно-педагогического работника определённую «развилку» (потенциальную возможность): продолжить движение по обозначенному треку или изменить траекторию карьерного пути. Исследование проведено методом полуформализованного интервью 135 научно-педагогических работников шести российских вузов – Тюменского государственного университета, Томского государственного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета, Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ), Дальневосточного федерального университета, Балтийского федерального университета.Ключевые слова:карьера, карьерные траектории, преподаватель, научно-педагогический работник, карьерный рост, высшее образование, академическая карьера, призвание, профессиональное самоопределение, академический инбридингБиография автора
Галина Зиновьевна Ефимова, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россиякандидат социологических наук, доцентЛитература
1. Аблажей А. М. «Отцы» и «дети» в Российской науке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8, № 4. С. 78–84.
2. Валиахметов P. М. Факторы формирования жизненного пути профессиональных династий / P. М. Валиахметов, М. С. Туракаев // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 1. С. 58–71. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-5.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С. 707–735.
4. Голубева Т. С. Трактовка понятия «карьера» в разрезе современных тенденций // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 28–30. DOI: 10.24158/spp.2017.8.4.
5. Горелов Н. А. Энциклопедия труда и занятости / Н. А. Горелов, А. И. Тучков. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 1997. 239 с.
6. Иванова Н. Л. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе / Н. Л. Иванова, Е. П. Попова // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184–206. DOI: 10.17323/18149545-2017-1-184-206.
7. Ловаков А. В. Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 109–128. DOI: 10.17323/1814-95452015-2-109-128.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
9. Социологическая энциклопедия. В 2 т. / Рук. научного проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов ; Национальный общественно-научный фонд. М. : Мысль, 2003. 863 с.
10. Фадеева Е. С. Карьерные ориентации преподавателей исследовательского университета // Регионология. 2012. № 3 (80). С. 117–121.
11. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. : Экономика, 1990. 176 с.
12. Фоменко А. В. Карьерная стратегия в профессиональной деятельности человека // Профессиональная ориентация. 2019. № 1. С. 114–118.
13. Форсайт для карьерного развития / А. Кононюк, А. Паяк, А. Э. Гудановска [и др.] // Форсайт. 2020. Т. 14, № 2. С. 88–104. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.2.88.104.
14. Aranya N. A Reexamination of Accountants’ Organizational-Professional Conflict / N. Aranya, K. R. Ferris // The Accounting Review. 1984. Vol. 59, № 1. P. 1–15.
15. Aranya N. Organizational-Professional Conflict among U.S. and Israeli Professional Accountants / N. Aranya, K. R. Ferris // The Journal of Social Psychology. 1983. Vol. 119, № 2. P. 153–161.
16. Gouldner A. W. Cosmopolitans and Locals: Toward an Analysis of Latent Social Roles-II // Administrative Science Quarterly. 1958. Vol. 2, № 4. P. 444–480.
17. Gouldner A. W. Cosmopolitans and Locals: Toward an Analysis of Latent Social Roles-I // Administrative Science Quarterly. 1957. Vol. 2, № 3. P. 281–306.
18. Gunz H. P. Professional/Organizational Commitment and Job Satisfaction for Employed Lawyers // Human Relations. 1994. Vol. 47, № 7. P. 801–828.
19. Horta H. The role of academic inbreeding in developing higher education systems: Challenges and possible solutions / H. Horta, M. Yudkevichc // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 113, Part B. P. 363–372. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.06.039.
20. Super D. E. Career education and the meaning of work. Washington : U.S. Department of Health, Education and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off. 1976. 47 р.СтатьяПоступила: 06.07.2021
Опубликована: 16.03.2022
РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ