Некоторые аспекты управления карьерой специалиста в парадигме профессионального стандарта «Демограф»

Научная статья
  • Тамара Керимовна Ростовская Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия rostovskaya.tamara@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1629-7780
    Elibrary Author_id 767943
    ResearchID F-5579-2018
  • Наталья Сергеевна Рычихина Ивановский государственный университет, Иваново, Россия richihina@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9872-424X
    Elibrary Author_id 612314
  • Ольга Анатольевна Золотарева Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия OAMahova@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-7339-7510
    Elibrary Author_id 327777
Для цитирования
Ростовская Т. К., Рычихина Н. С., Золотарева О. А. Некоторые аспекты управления карьерой специалиста в парадигме профессионального стандарта «Демограф». — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 1. С. 173-195. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.10. EDN: GFUHHS

Аннотация

Актуализирована значимость появления новой профессии – демограф. Обоснована потребность в демографах органами государственной и муниципальной власти, аналитическими центрами, внебюджетными фондами, Росстатом, социологическими службами, крупными компаниями. Рассмотрены наиболее востребованные должности демографов на 2022–2030 гг. Выявлено, что для молодых специалистов важным элементом мотивации, помимо материальной, является карьерный рост. В этом контексте в статье авторами представлено видение ряда аспектов сложного многогранного процесса управления карьерой демографа, в частности: построена карта карьерных должностей демографов в зависимости от уровня их квалификации, с помощью которой выпускники университетов, молодые специалисты, а также опытные сотрудники смогут определить, насколько их уровень компетенций отвечает предъявляемым требованиям к знаниям и умениям, а также понять возможности развития своей карьеры. В соответствии с картой должностей и профессиональным стандартом «Демограф» представлена матрица профессиональных компетенций по различным уровням для демографа. Разработанная авторская матрица не только представляет ценный научный результат, но и является, по сути, эффективным инструментом, позволяющим выявить уровень квалификации того или иного сотрудника, формирующего карьеру в сфере демографии. Для определения соответствия работника данной должности и возможности его продвижения по карьерной лестнице рекомендуется использовать балльный метод оценки. Помимо профессиональных компетенций, выделены важные в работе демографа soft-skills (мягкие компетенции), на которые стоит обращать внимание при подборе кандидатов на должность. Рекомендуется при продвижении сотрудника по карьерной лестнице демографа проводить аттестацию, целью которой будет определение соответствия его занимаемой должности и оценка его квалификационного уровня для карьерного роста.
Ключевые слова:
демограф, профессиональный стандарт, карьера, управление персоналом, матрица компетенций, карьерограмма, карта карьерных должностей

Биографии авторов

Тамара Керимовна Ростовская, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор
Наталья Сергеевна Рычихина, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
кандидат экономических наук, доцент
Ольга Анатольевна Золотарева, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
кандидат экономических наук, доцент

Литература

1. Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Профессиональный стандарт «демограф» как ключевой механизм управления развитием кадрового потенциала в области народосбережения // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1 (37). С. 128–142. DOI 10.19181/snsp.2022.10.1.8865. EDN URGDIW.

2. Переслегин С. Б. VI технологический уклад: пространство возможностей / С. Б. Переслегин // Экономические стратегии. 2019. Т. 21, № 3 (161). С. 24–34. DOI 10.33917/es-3.161.2019.24-33. EDN MALWFM.

3. Рычихина Н. С. Комплексная методика анализа карьерного роста и социальной мобильности сотрудников организации / Н. С. Рычихина, Ю. С. Зорик // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 1 (57). С. 68–75. EDN SYHIKH.

4. Карякин А. М., Юникова А. В. Развитие методов оценки профессиональной деятельности персонала // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2016. № 4 (30). С. 36–40. EDN XECQLN.

5. Минкина А. О. Карьера и факторы ее успешности // Colloquium-Journal. 2020. № 19-3 (71). С. 6–7. DOI 10.24411/2520-6990-2020-12062. EDN EYIHXF.

6. Пахомова Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология. 2013. Т. 6, № 2. С. 111–115. EDN QINVQF.

7. Потёмкин В. К. Человекоориентированное управление предприятиями и организациями // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 2 (172). С. 165–176. DOI 10.35854/1998-1627-2020-2-165-176. EDN IWUGYU.

8. Филясова Ю. А. Развитие карьеры персонала организации // Управление. 2021. Т. 9, № 1. С. 80–91. DOI 10.26425/2309-3633-2021-9-1-80-91. EDN MOJJUZ.

9. Чикер В. А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. № 3. С. 80–90. EDN OROICJ.

10. Радько С. Г. Компетентностный подход в процедурах управления трудовым потенциалом // Human Progress. 2021. Т. 7, № 1. DOI 10.34709/IM.171.13. EDN LFODWE.

11. Бавыкина Е. Н., Миляева Л. Г. Профессиональная карьера: компетентностный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2551–2555. URL: https://e-koncept.ru/2016/96431.htm (дата обращения: 19.01.2023).

12. Бейсбекова Ж. Б. Компетентностный подход – новая модель образования / Ж. Б. Бейсбекова // Успехи современного естествознания. 2015. № 1. С. 115–120. EDN TIQCCR.

13. Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов / Э. Э. Сыманюк, Л. Ю. Шемятихина, М. Г. Синякова // Фундаментальные исследования. 2009. № 5-S. С. 141–146. EDN KXQHOT.

14. Чуланова О. Л. Методика реализации компетентностного подхода при отборе и оценке персонала организации / О. Л. Чуланова, Н. С. Борисенко // Мир науки. 2015. № 1. С. 16. URL: http://mir-nauki.com/PDF/04EMN115.pdf. (дата обращения: 19.01.2023). EDN UGAFIP.

15. Казимова Д. А., Кипшаков С. А. Компетентностный подход к подготовке ИТ-специалистов в информационно-образовательной среде / Д. А. Казимова, С. А. Кипшаков, А. М. Шарзадин // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 27–31. EDN RALMZT.

16. Абилкасимова Г., Абдиракиш К. Д. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8. С. 11–13. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10343 (дата обращения: 19.01.2023). EDN WKSQOT.

17. Божков О. Б., Игнатова С. Н. Профессиональные компетенции руководителей муниципальных образований / О. Б. Божков, С. Н. Игнатова // Петербургская социология сегодня. 2017. № 8. С. 36–53. EDN ZWHNZH.

18. Рычихина Н. С., Евдокимова О. В. Управление карьерой HR-менеджера // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. № 4 (68). С. 26–31. DOI 10.6060/snt.20216804.0004. EDN FUPMWS.

19. Рычихина Н. С. Компетентностный подход к построению карьеры HR-специалиста в компании / Н. С. Рычихина, О. О. Коробова, О. В. Евдокимова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2022. № 1 (51). С. 62–72. DOI 10.6060/ivecofin.2022511.586. EDN VXDOAL.

20. Сизикова В. В., Аникеева О. А. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики / В. В. Сизикова, О. А. Аникеева // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10, № 8 (69). С. 105–119. DOI 10.22412/1995-042X-10-8-12. EDN VIVVIC.
Статья

Поступила: 07.11.2022

Опубликована: 23.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ростовская, Т. К., Рычихина, Н. С. и Золотарева, О. А. (2023) ’Некоторые аспекты управления карьерой специалиста в парадигме профессионального стандарта «Демограф»’, Социологическая наука и социальная практика, 11(1), сс. 173-195. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.10.