Российское образование в историко-социологической перспективе. (Рец. на монографию: Андреев А. Л. Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды. М. : Издательство МЭИ, 2022. 452 с.)
Рецензия
-
Елена Георгиевна Гешева
Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия
elenagesheva@yandex.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3388-9072
Elibrary Author_id 1198049Для цитированияГешева Е. Г. Российское образование в историко-социологической перспективе. (Рец. на монографию: Андреев А. Л. Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды. М. : Издательство МЭИ, 2022. 452 с.). — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 2. С. 150-163. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.2.8. EDN: IGPGGI
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения монографии А. Л. Андреева «Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды». Монография А. Л. Андреева привлекает внимание тем, что развитие образования в России первой половины XIX в. показано в ракурсе историко-социологического подхода, что позволяет выявить глубинные закономерности развития социокультурной и интеллектуальной среды, продемонстрировать связь культурной среды российского общества первой половины XIX в. с развитием образовательных практик и институтов. Автор на большом историческом материале демонстрирует роль образования как ключевого фактора социальной и культурной динамики. В рецензии анализируются основные темы монографии. Особое внимание уделяется влиянию образования на такие качественные характеристики социума, как «духовная атмосфера», «креативная среда», «новая интеллектуальная среда». Прослеживается формирование институциональной основы образования. Особое внимание рецензентом обращается на формирование новой для того времени идеологии образования, когда образованию придавался характер государственного проекта, требовавшего планомерных государственных решений. Вслед за автором рецензент размышляет об уникальном характере складывающейся университетской системы, о вкладе России в мировые достижения теории и практики образования. Научный потенциал рецензируемой монографии состоит в том, что автор даёт глубокий социологический анализ изменений российского социума той эпохи: развитие новых социальных практик, социальных институтов, зарождение гражданского общества, формирование новых социокультурных и интеллектуальных сред.Ключевые слова:образование, институциональная структура, интеллектуальные среды, жизненный мир, социокультурная модернизация, гражданское обществоБиография автора
Елена Георгиевна Гешева, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россиякандидат философских наук, доцентЛитература
1. Андреев А. Л. Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды. М. : Издательство МЭИ, 2022. 452 с. ISBN 978-5-7046-2605-3.СтатьяПоступила: 06.02.2023
Опубликована: 23.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardГешева, Е. Г. (2023) ’Российское образование в историко-социологической перспективе. (Рец. на монографию: Андреев А. Л. Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды. М. : Издательство МЭИ, 2022. 452 с.)’, Социологическая наука и социальная практика, 11(2), сс. 150-163. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.2.8.РазделОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ