Типы отношения жителей города Перми к сервисным роботам

Научная статья
  • Гюзель Ильясовна Селеткова Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия guzal.ka@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3402-3473
    Elibrary Author_id 732148
    ResearchID IXN-7371-2023
  • Ольга Аркадьевна Бурова Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия olgabu@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6182-4375
    Elibrary Author_id 573707
    ResearchID IXN-8079-2023
  • Ольга Александровна Ганина Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия ganinaoa@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3890-6177
    Elibrary Author_id 55079
    ResearchID IXW-4856-2023
  • Елена Владимировна Середкина Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия selena36@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2506-2374
    Elibrary Author_id 660867
    ResearchID AGD-7292-2022
Выражение признательности
статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 20-411-590002 р_а_Пермский край.
Для цитирования
Селеткова Г. И., Бурова О. А., Ганина О. А., Середкина Е. В. Типы отношения жителей города Перми к сервисным роботам. — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 3. С. 159-175. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.3.8. EDN: XUQYZS

Аннотация

Эффективность внедрения роботов в разных сферах общества зависит не только от технических характеристик самого робота, но и от того, как разные социальные группы относятся к ним и насколько готовы с ними взаимодействовать. Социальные установки по отношению к роботам, в свою очередь, зависят от социокультурных и социоструктурных факторов. В рамках социологии техники и акторно-сетевой теории рассматривается социальное значение технических устройств, процессы социальной адаптации и коммуникации с ними, при этом эмпирических исследований в сфере человеко-машинного взаимодействия (HRI) именно на российском материале ещё недостаточно. В статье представлены результаты исследования, в ходе которого рассматривается восприятие роботов реальными и потенциальными пользователями в двух аспектах: на уровне базовых социальных установок по отношению к новым технологиям и роботам (социальная приемлемость) и на уровне оценки взаимодействия с роботом в конкретной ситуации (практическая приемлемость). Эмпирической базой работы служит опрос клиентов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Перми, которые получали услуги либо у сервисного антропоморфного робота Promobot V.4, либо у сотрудника центра. На основе кластерного анализа выделены три типа (кластера) отношения к инновациям и роботам на уровне базовых социальных установок: робоскептики, робофобы, робофилы. Рассмотрены социальные характеристики выделенных типов. Предложена оригинальная методика измерения удовлетворённости фактическим взаимодействием с сервисным роботом в конкретной ситуации по различным параметрам (оценка удобства получения услуги, качество общения, личная активность, готовность рекомендовать получение услуги у робота и др.). В ходе исследования подтверждается гипотеза о взаимосвязи между типом отношения к инновациям и роботам и удовлетворённостью фактическим взаимодействием с роботом в конкретной ситуации. Наиболее низкие показатели удовлетворённости взаимодействием с сервисным роботом и стремление избежать этого взаимодействия наблюдаются у робофобов, к которым чаще относятся лица старшей возрастной группы (55 лет и старше). Результаты исследования позволяют определить перспективы внедрения сервисных роботов в общественном пространстве крупного российского города на основе понимания социальных установок пользователей.
Ключевые слова:
социология техники, акторно-сетевая теория, человеко-машинное взаимодействие, отношение к новым технологиям, социальные установки по отношению к роботам, сервисные роботы

Биографии авторов

Гюзель Ильясовна Селеткова, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
старший преподаватель
Ольга Аркадьевна Бурова, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
старший преподаватель
Ольга Александровна Ганина, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
старший преподаватель
Елена Владимировна Середкина, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
кандидат философских наук, доцент

Литература

1. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М. : ЦСПиМ, 2013. 376 c. EDN SWYNQU.

2. How do we think machines think? An fMRI study of alleged competition with an artificial intelligence / T. Chaminade, D. Rosset, D. F. Fonseca [et al.] // Frontiers in Human Neuroscience. 2012. № 6. DOI 10.3389/fnhum.2012.00103.

3. Postural optimization for an ergonomic human-robot interaction / B. Busch, G. Maeda, Y. Mollard [et al.] // IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems (IROS), Vancouver, BC, Canada, 2017. P. 2778–2785. URL: https://hal.science/hal-01629426/document (дата обращения: 02.04.2023).

4. Questionnaires to Measure Acceptability of Social Robots: A Critical Review / C. U. Krägeloh, J. Bharatharaj, S. K. Sasthan Kutty [et al.] // Robotics. 2019. Vol. 8, № 4. DOI 10.3390/robotics8040088.

5. Nam T. Citizen attitudes about job replacement by robotic automation // Futures. 2019. Vol. 109. P. 39–49. DOI 10.1016/j.futures.2019.04.005.

6. Perceived Robot Attitudes of Other People and Perceived Robot Use Self-efficacy as Determinants of Attitudes Toward Robots / R. Latikka, N. Savela, A. Koivula [et al.] // Human-Computer Interaction. Interaction Techniques and Novel Applications. HCII 2021. Lecture Notes in Computer Science / M. Kurosu (eds). Cham : Springer Cham, 2021. Vol. 12763. P. 262–274. ISBN 978-3-030-78464-5. DOI 10.1007/978-3-030-78465-2_20.

7. Nomura T. Influences of experiences of robots into Negative Attitudes toward Robots. Proceedings // The 23rd IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (25–29 August 2014). Edinburgh. UK, 2014. P. 460–464. DOI 10.1109/ROMAN.2014.6926295.

8. Бурова О. А., Селеткова Г. И. Социологические шкалы измерения в сфере человеко-машинного взаимодействия (HRI) // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2020. Т. 1. С. 27–33. EDN EGXEWT.

9. General Attitudes Towards Robots Scale (GAToRS): A New Instrument for Social Surveys / M. Koverola, A. Kunnari, J. Sundvall [et al.] // International Journal of Social Robotics. 2022. № 14. P. 1559–1581. DOI 10.1007/s12369-02200880-3.

10. Thellman S., Ziemke T. Social Attitudes Toward Robots are Easily Manipulated // HRI ‘17: Proceedings of the Companion of the 2017 ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction (6–9 March 2017). New York : Association for Computing Machinery, 2017. P. 299–300. DOI 10.1145/3029798.3038336.

11. Середкина Е. В., Бурова О. А., Безукладников И. И. Готово ли общество взаимодействовать с искусственным интеллектом и роботами? (Анализ результатов анкетирования в России и Японии) // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 10. С. 109–114. EDN YOGKVF.

12. Пишняк А., Халина Н. Восприятие новых технологий населением как показатель открытости к инновациям // Форсайт. 2021. Т. 15, № 1. C. 39–54. DOI 10.17323/2500-2597.2021.1.39.54. EDN MTATSJ.

13. Bogardus E. S. Social distance. Los Angeles : University of Southern California Press, 1959.

14. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York : Simon and Schuster, 2010. 518 p. ISBN 978-1451602470.

15. Богданов В. С. Результаты мониторинга процесса информатизации в ходе социально-цифровой трансформации регионального управления // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 3 (35). С. 88–106. DOI 10.19181/snsp.2021.9.3.8435. EDN NOZQDA.
Статья

Поступила: 13.04.2023

Опубликована: 25.09.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Селеткова, Г. И., Бурова, О. А., Ганина, О. А. и Середкина, Е. В. (2023) ’Типы отношения жителей города Перми к сервисным роботам’, Социологическая наука и социальная практика, 11(3), сс. 159-175. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.3.8.
Раздел
ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ