Репрезентация образа будущего России в печатных СМИ в контексте консолидации российского общества
Научная статья
-
Наталия Михайловна Великая
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
natalivelikaya@gmail.com
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5532-844X
Elibrary Author_id 286986ResearchID A-9577-2017
- Анастасия Андреевна Зайцева Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия aa.zaytseva23@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2923-0497
Elibrary Author_id 811880ResearchID AAC-9454-2022- Елена Александровна Ирсетская Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия e.irs@rggu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0191-6486
Elibrary Author_id 617235ResearchID L-5385-2016Для цитированияВеликая Н. М., Зайцева А. А., Ирсетская Е. А. Репрезентация образа будущего России в печатных СМИ в контексте консолидации российского общества. — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 4. С. 8-29. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.1. EDN: EXVFUCАннотация
Получение социологической информации об особенностях репрезентации образа будущего в печатных СМИ актуализировано задачами интеграции и консолидации российского социума в условиях гибридной реальности. Опираясь на теории информационного общества и коммуникативного действия, авторы рассматривают информационно-коммуникативную сферу как определяющую в конструировании трендов социального и политического процесса, где СМИ являются важнейшим институтом формирования общественного мнения. Методы и эмпирическая база. Эмпирическое исследование проведено методом количественного и качественного контент-анализа и критического дискурс-анализа публикаций в трёх ведущих печатных СМИ в течение 2013–2014 гг. и 2022–2023 гг. Генеральная совокупность составила 521 статью, выборочная совокупность – 174 статьи, опубликованных в периодических изданиях «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда» и «Новая газета». Результаты и их обсуждение. Было выявлено, что конструирование образа будущей России формируется на основе двух групп факторов – внутренних (социальная политика, человеческий капитал, традиции, развитие экономики, поддержание экологии) и внешних (противостояние России, многополярный мир). Эмоциональный фон статей с 2013 по 2023 гг. стал иметь более негативную коннотацию; сократилось количество статей, содержащих долгосрочный прогноз, в связи с проведением СВО. Были описаны доминирующие дискурсы, конструирующие образ будущей России и наиболее активно тиражируемые в СМИ: дискурс «Россия – Евразийский колосс», дискурс прорыва и преодоления, дискурс «осаждённой крепости», дискурс справедливости и дискурс отмены. В будущем Российская Федерация предстаёт в роли евразийского интегратора на основе культурных традиций, исторического прошлого, идеологических императивов высококонсолидированного общества; как будущий лидер технологического развития, экономики, построенной на импортозамещении и прорывных производственных мощностях, развитии науки и инноваций, эффективной образовательной и молодёжной политики. Позитивные представления о будущем формируют образы России-мессии, лидера справедливого миропорядка, который отражён в статьях, посвящённых новому многополярному мироустройству. Дискурсы «осаждённой крепости» и дискурс отмены конструируют как негативные образы страны, не способной ответить на вызовы современности и преодолеть риски социально-экономического развития, так и позитивные, где общество и власть выстраивают эффективные стратегии противостояния угрозам и внешним обстоятельствам.Ключевые слова:печатные СМИ, информационное пространство, Россия, образ будущего, дискурсивные стратегии СМИ, консолидацияБиографии авторов
Наталия Михайловна Великая, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россиядоктор политических наук, профессор, главный научный сотрудникАнастасия Андреевна Зайцева, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, научный сотрудникЕлена Александровна Ирсетская, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудникЛитература
1. Левашов В. К., Новоженина О. П. Гибридная социально-политическая реальность: сущность, мнения граждан и тенденции // Социологические исследования. 2022. № 12. С. 139–149. DOI 10.31857/S013216250022369-8. EDN CJXXAJ.
2. Неклесса А. И. Мускулы войны и нервы мира: гибридная метаморфоза. Методологические и прогностические аспекты постсовременного общежития // Полис. Политические исследования. 2019. № 4. С. 149–164. DOI 10.17976/jpps/2019.04.11. EDN CFSKTD.
3. Manfred B.S., James P. Globalization Matters: Engaging the Global in Unsettled Times. Cambridge : Cambridge University Press, 2019. 301 р. ISBN 978-1-10855707-8. DOI 10.1017/9781108557078.
4. Polak F. The Image of the Future / F. Polak ; transl. and abridged by E. Boulding. Amsterdam, London, New York : Elsevier Scientific Publishing Company, 1973. 319 р.
5. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер ; пер. с англ. М. : ООО «Издательство ACT», 2002. 560 с. ISBN 5-17-010706-4.
6. Урри Д. Как выглядит будущее? / Д. Урри ; пер. с англ. А. Матвиенко ; под науч. ред. С. Щукиной. М. : Издательский дом «ДЕЛО», РАНХИГС, 2018. 320 с. ISBN 978-5-7749-1324-4. EDN XGCBGF.
7. Щербинин А. И., Щербинина Н. Г. Политическое конструирование образа будущего // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. С. 285–299. DOI 10.17223/1998863X/56/25. EDN OIAVVZ.
8. Zheltikova I., Khokhlova Е. The image of the future of contemporary Russia // Journal of Futures Studies. 2019. Vol. 24, № 1. P. 63–76. DOI 10.6531/ JFS.201909_24(1).0005. EDN WIGKKM.
9. Селиванов А. И. Познание будущего развивающихся социальных объектов // Социологические исследования. 2015. № 4 (372). С. 11–17. EDN TRRQJB.
10. Желтикова И. В. Исследования будущего и место в них концепта «образ будущего» // Философская мысль. 2020. № 2. С. 15–32. DOI 10.25136/24098728.2020.2.32302. EDN QJXQZL.
11. Кравченко С. А. Риски будущего: востребованность нелинейно-гуманистического знания // Наука. Культура. Общество. 2018. № 1. С. 20–33. EDN UVNYHY.
12. Левашов В К., Новоженина О. П. Меняющийся образ будущего в сознании российских граждан // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 5 (107). С. 38–51. DOI 10.22204/2587-8956-2021-107-05-38-51. EDN DLLPZE.
13. Лукьянова Н. А., Семерник С. З., Охотницкая Е. М. Технологии конструирования образов будущего: культур-философский анализ // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. № 1 (48). DOI 10.18799/26584956/2023/1/15 27. EDN OVFAFR.
14. Токарева С. Б. Конструирование образа России в публичном и общественно-политическом дискурсе: от семантического описания к метафорическому фреймингу событий // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 36–48. DOI 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.5. EDN OLXUGN.
15. Горностаева Ю. А. Метафорические модели дискурсивного конструирования негативного образа России в испанских СМИ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. С. 47–53. DOI 10.37482/2687-1505-V062. EDN YGSQRD.
16. Анненкова А. В., Таныгина Е. А. Образ России в современных СМИ (на примере материалов русскоязычных новостных онлайн-агрегаторов) // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 9 (98). С. 26–31. DOI 10.24158/pep.2021.9.4. EDN GBKARD.
17. Метафорический образ будущего России в зарубежных СМИ / Э. В. Будаев, О. А. Солопова, Р. И. Зарипов, А. В. Бойко. СПб. : Наукоёмкие технологии, 2021. 217 с. ISBN 978-5-6045558-9-7. EDN KPMMAO.
18. Великая Н. М. Идеологические и институциональные доминанты консолидации российского общества и государства // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 11 (87). С. 3632–3646. DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.003. EDN CCWEAV.
19. Бардин А. Л. Цифровые разрывы в современном мегаполисе: политическое измерение // Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 73–88. DOI 10.17976/jpps/2021.06.06. EDN TZBNNK.
20. Вареник М. С. Свобода СМИ в контексте духовно-нравственной и идеологической консолидации российского общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 2. С. 147–153. EDN MVPXMB.
21. Селезнев П. С., Сургуладзе В. Ш. Цифровые вызовы социально-политической консолидации и коллективной идентичности общества // Век глобализации. 2021. № 4 (40). С. 131–144. DOI 10.30884/vglob/2021.04.09. EDN TKUWLO.
22. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб. : Наука, 2001. 382 с. ISBN 5-02-026810-0.
23. Озюменко В. И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции к агрессии // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 21, № 1. С. 203–220. DOI 10.22363/2312-91822017-21-1-203-220. EDN XWEYAV.
24. Кихтан В. В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2018. Т. 2, № 2. С. 221–227. EDN XREBMD.
25. Kress G. R., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. London : Routledge, 1996. 288 р.
26. Матыцина М. С. Критический дискурс-анализ: теоретико-методологические подходы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 3. С. 206–216. DOI 10.15688/jvolsu2.2019.3.17. EDN OGNREC.
27. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье ; пер. с фр. М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры»; Институт экспериментальной социологии, 2002. 159 с. ISBN 5-7333-0041-8.
28. Как живёшь, Россия? Экспресс-информация. 53 этап социологического мониторинга, июнь 2023 года : [бюллетень] / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 91 с. ISBN 978-5-89697-418-5. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-418-5.2023. EDN UVGWIE.
29. Образ будущего России как основа для позитивной идентификации граждан / С. Г. Максимова , Н. Ю. Атясова, О. В. Суртаева [и др.] // Society and Security Insights. 2021. Т. 4, № 4. С. 77–94. DOI 10.14258/ssi(2021)4-05. EDN GCWKWW.
30. Хилгартнер С., Боск Ч. Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение : хрестоматия / Сост. и пер. с англ. И. Г. Ясавеев. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2007. С. 145–184.
31. Иванов А. Г. Социальный миф как фактор конструирования образов будущего // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, № 4. С. 372–376. DOI 10.18500/18197671-2021-21-4-372-376. EDN ACJHRD.СтатьяПоступила: 17.10.2023
Опубликована: 25.12.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardВеликая, Н. М., Зайцева, А. А. и Ирсетская, Е. А. (2023) ’Репрезентация образа будущего России в печатных СМИ в контексте консолидации российского общества’, Социологическая наука и социальная практика, 11(4), сс. 8-29. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.1.РазделСОЦИОЛОГИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ - Анастасия Андреевна Зайцева Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия aa.zaytseva23@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2923-0497
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 85089 31.03.2023
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
Академик РАН, доктор философских наук
Директор Института социологии ФНИСЦ РАН
Михаил Константинович Горшков
Заместитель главного редактора
доктор философских наук, профессор
МГИМО-Университет МИД РФ
Сергей Александрович Кравченко
Заместитель главного редактора
доктор социологических наук
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Алла Викторовна Мозговая
ISSN 2308-6416 (Print)
ISSN 2413-6891(Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 2013 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва,
ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5
E-mail: mozgovai@yandex.ru