Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области)

Научная статья
  • Елена Викторовна Прямикова Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия pryamikova@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6783-008X
    Elibrary Author_id 416263
  • Елена Владимировна Шалагина Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия elshal96@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0009-0001-5140-705X
    Elibrary Author_id 476878
    ResearchID JAC-5507-2023
  • Ольга Николаевна Шихова Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия krutikol@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4398-062X
    Elibrary Author_id 621567
    ResearchID AGQ-2230-2022
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках научного проекта «Современное наставничество: способы профессиональной поддержки молодых учителей в общеобразовательных школах Свердловской области» 2021–2022 гг. коллективом кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) по заказу Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» УрГПУ г. Екатеринбурга. Авторы выражают благодарность И. В. Шапко – кандидату философских наук, доценту кафедры философии, социологии и культурологии за помощь в обработке данных исследования.
Для цитирования
Прямикова Е. В., Шалагина Е. В., Шихова О. Н. Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области). — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 4. С. 248-272. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.11. EDN: RIHJIY

Аннотация

Тема профессиональных дефицитов педагогов сегодня становится крайне распространённой. Нехватка педагогических кадров не только в малых, но и в больших городах приводит к тому, что заполнять пустующие места приходится специалистами разного уровня и качества образования. При этом проблема состоит не только в том, чтобы найти педагога, но и удержать его на рабочем месте. Одним из способов разрешения данной ситуации является система наставничества, которая снимает психологическую напряжённость ситуации, но не решает её полностью в силу системных сбоев школьного образования в целом. С целью определения факторов, обусловливающих профессиональные дефициты молодых педагогов, в 2021–2022 гг. было проведено социологическое исследование. Эмпирическую базу анализа составили данные опроса молодых учителей Свердловской области (n = 918), а также материалы фокус-групп, организованных с учителями-стажистами и молодыми педагогами. Анализ результатов исследования выявил, что компетентностная дефицитарность молодых учителей носит адаптационный характер при переходе от вузовской подготовки к работе в школе. Установлен типичный набор профессиональных дефицитов: сложности в заполнении обязательной образовательной документации, тематическом планировании урока; наличие высоких амбиций и отсутствие навыков конструктивной оценки реальной ситуации; неудачи в организации дисциплины на уроке; слабая теоретическая и практическая подготовленность в области коммуникации с детьми и реализации специальных образовательных технологий; трудности в работе с отдельными категориями учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональные дефициты выступают причиной неуспешной адаптации молодых специалистов, обусловливают её болезненный характер и высокую вероятность отказа от профессии. Выявлены основные факторы, обостряющие проблему дефицитов: сокращение периода адаптации молодых учителей к работе в школе; усиление контрольнооценочной деятельности со стороны разных инстанций по поводу деятельности педагога; высокие требования к профессионализму молодёжи уже в первые годы работы в школе; увеличение рабочей нагрузки разного содержания.
Ключевые слова:
профессиональные дефициты, молодой педагог, закрепление в профессии, адаптация, школьная среда, вузовская подготовка, системные противоречия, социальные изменения

Биографии авторов

Елена Викторовна Прямикова, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, доцент, профессор
Елена Владимировна Шалагина, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
кандидат социологических наук, доцент
Ольга Николаевна Шихова, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Белолуцкая А. К., Мкртчян В. А., Щербакова Т. В. Профессиональные дефициты начинающих учителей московских школ // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 1 (59). С. 55–77. DOI 10.25688/20769121.2022.16.1.03. EDN THSZHJ.

2. Вороткова И. Ю., Усачёва А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 105–112. EDN ELXFWK.

3. Шайденко Н. А. Подходы к оценке дефицитов профессиональных компетенций молодых учителей // Образование личности. 2019. № 3-4. С. 12–18. EDN DIVMLS.

4. Профессиональный стандарт педагога и процесс аттестации: возможности, ограничения, риски: методические рекомендации / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» ; сост. М. Л. Жигулина, И. А. Тарасова, Н. А. Степанова. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2019. 80 с.

5. Ускова С. А. Повышение качества профессионально-педагогической деятельности учителя в решении ситуаций неопределённости: дефициты, конфликты, кризисы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2020. № 2. С. 224–241. EDN VWXEBN.

6. Прохорова И. К. Актуальные проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 1 (23). С. 130– 138. DOI 10.23951/2307-6127-2019-1-130-138. EDN YTFZBB.

7. Pinskaya M., Ponomareva A., Kosaretsky S. Professional Development and Training for Young Teachers in Russia // Educational Studies. Moscow. 2016. № 2. P. 100–124. DOI 10.17323/1814-9545-2016-2-100-124. EDN WGEVUB.

8. Коновалов А. А., Заглодина Т. А., Сажин А. Ю. Профессиональные дефициты: в каких компетенциях нуждаются учителя и родители // Образовательная политика. 2021. № 4 (88). С. 52–65. DOI 10.22394/2078-838X-2022-1-52-65. EDN ULLBEU.

9. Шереги Ф. Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 108–116. EDN VSLWYD.

10. Ильин В. А., Леонидова Г. В., Головчин М. А. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. 2017 № 3 (395). С. 51–57. EDN YMFZPX.

11. Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. DOI 10.31857/S013216250004949-6. EDN RBKSMV.

12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл ; пер. с англ. М. : Academia. 1999. 956 с. ISBN 5-8744407-4.

13. Антюхова Е. А. Ценности успешной личности: постмодерн образования в постиндустриальном обществе // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22, № 2. С. 290–304. DOI 10.22363/2313-1438-2020-22-2-290-304. EDN YMKUJY.

14. Шихова О. Н. Роль исследовательских практик в преодолении «познавательного разрыва», возникающего в компетентностной модели обучения студентов // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей (Екатеринбург, 05–06 ноября 2020 года). Ч. 3. Екатеринбург : Уральский гос. педагогический ун-т, 2020. С. 156–160. DOI 10.26170/Kso2020-252. EDN OLISVP.

15. Попов Д. С., Стрельникова А. В., Григорьева Е. А. Учителя в условиях «кризисной цифровизации» на пороге «нового луддизма»? // Социологический журнал. 2023. Т. 29, № 1. С. 55–77. DOI 10.19181/socjour.2023.29.1.3. EDN ECQYHE.

16. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи ; пер. с англ. М. : Педагогика-Пресс, 2000. 384 с. ISBN 5-7155-0773-1.

17. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка ; пер. с англ., под ред. В. А. Ядова. М. : Аспект-Пресс, 1996. 416 с. ISBN 5-75670053-6.

18. Зборовский Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 2000. 301 с. ISBN 5-8050-0003-2.

19. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: АРНЦСОРАО, 2000. 158 с. ISBN 5-93957-003-8. EDN WZSQOJ.

20. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223. EDN MQHTBT.
Статья

Поступила: 15.07.2023

Опубликована: 25.12.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Прямикова, Е. В., Шалагина, Е. В. и Шихова, О. Н. (2023) ’Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области)’, Социологическая наука и социальная практика, 11(4), сс. 248-272. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.11.