Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения

Научная статья
  • Анна Владимировна Андреенкова Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия anna.andreenkova@cessi.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6776-7703
    Elibrary Author_id 259928 SPIN 5739-0033
    ResearchID AAB-7872-2020
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ 23-18-00635 «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е, – лонгитюдное исследование через 30 лет».
Для цитирования
Андреенкова А. В. Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения. — Социологическая наука и социальная практика, 2024. Т. 12. № 1. С. 6-24. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.1. EDN: ADRPHA

Аннотация

Исследования жизненного пути нацелены на решение фундаментальных вопросов социальных наук о природе социальных изменений – определение их направления, причин и перспектив, взаимосвязи микро- и макроуровней социальной реальности. Развиваясь в рамках разных социальных наук и научных традиций, исследования жизненного пути отличаются по предметному полю и методологическим подходам и мало связаны между собой. В статье выделены основные направления в изучении жизненного пути: психологическое в рамках теорий развития личности; лонгитюдное социологическое для исследования жизненных путей отдельных когорт и сравнительного изучения поколений, социальных групп, стран и регионов; отраслевое – исследования траекторий в отдельных сферах жизни; жизненно-событийное демографическое, ценностное и биографическое. Всё многообразие методол огических подходов к изучению жизненного пути предлагается объед инить в две большие категории – синхронные и ретроспективные, отличающиеся временной дистанцией между событием и сообщением о событии. Особенности синхронного подхода состоят в относительно высокой надёжности измерений, но низкой гибкости в выборе показателей, длительности проведения исследования и большими финансовыми затратами. При ретроспективном подходе организационные возможности проводить изучение в любое время, а также гибкость в выборе показателей высокие, но на надёжность измерений влияют «ошибки» памяти и контекст. Ни один из этих подходов не отвечает в полной мере потребностям изучения такого сложного процесса, как жизненный путь. Решения, которые находятся в процессе разработки и тестирования, связаны с применением мультимодального подхода. В проекте «Жизненный путь, ценности, ожидания поколения, взрослевшего в 1990-е» проанализированы особенности применения метода автобиографий для больших выборок населения. Метод показал высокую чувствительность к форме (рукописной, печатной или устной), неравномерность в полноте данных и принципах отбора событий. Использование дополнительного метода – глубинных интервью – позволило увеличить полноту и сравнимость данных. Однако даже двухмодальная методическая процедура не обеспечивает эффективного решения задачи. К выделенным недостаткам относятся высокая трудоёмкость анализа, необходимость индивидуального подхода к каждой автобиографии, низкий уровень кооперации со стороны респондентов, наличие этических проблем. Дальнейшие перспективы изучения жизненного пути связаны с конвергенцией подходов и достижений разных направлений таких исследований, с развитием междисциплинарных проектов, а также с применением мультимодальной интегрированной методологии, объединяющей разные методы в единый исследовательский цикл.
Ключевые слова:
жизненный путь, жизненные события, траектории, социология жизненного пути, лонгитюдные исследования, ретроспективные исследования, метод автобиографий, мультимодальный подход

Биография автора

Анна Владимировна Андреенкова, Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник

Литература

1. Havighurst R. J. Developmental tasks and education. 3rd ed. NY : Addison-Wesley Longman Ltd, 1972. 119 р. ISBN 978-0679300540.

2. Heckhausen J., Wrosch C., Schulz R. A motivational theory of life-span development // Psychological Review. 2010. № 117 (1). P. 32–60. DOI 10.1037/a0017668.

3. Абдульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М. : Мысль, 1977. 224 с. EDN WABAXX.

4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев : Рипол Классик, 1984. 207 c.

5. Berne E. Principles of group treatment. Oxford : Oxford University Press, 1966. 400 p. ISBN 978-0195011180.

6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова ; сост. В. П. Лисенкова. М. : Педагогика, 1980. 232 c.

7. Кон И. С. Социологическая психология. Воронеж : МОДЭК, 1999. 560 с. ISBN 5-89395-106-9.

8. Elder G. H. Jr. Children of the Great Depression: Social Change in Life Experience. Chicago : University of Chicago Press, 1974. 400 р.

9. Sullivan A., Brown M., Hamer M., Ploubidis G. B. Cohort Profile Update: The 1970 British Cohort Study (BCS70) // International Journal of Epidemiology. Vol. 52, № 3. 2023. P. e179–e186. DOI 10.1093/ije/dyac148.

10. Elliott J., Shepherd P. Cohort profile: 1970 British Birth Cohort (BCS70) // International Journal of Epidemiology. 2006. Vol. 35, № 4. P. 836–843. DOI 10.1093/ije/dyl174.

11. Methods of Life Course Research: Qualitative and Quantitative Approaches / Eds. J. Z. Giele, G. H. Elder Jr. Thousand Oaks, CA : SAGE Publications, 1998. DOI 10.4135/9781483348919.

12. Settersten R. A., Hägestad G. O. What’s the latest? Cultural age deadlines for family transitions // The Gerontologist. 1996. Vol. 36, № 2. P. 178–188. DOI 10.1093/geront/36.2.178.

13. Bras H., Liefbroer A., Elzinga C. H. Standardization of pathways to adulthood? An analysis of Dutch cohorts born between 1850 and 1900 // Demography. 2010. Vol. 47, № 4. P. 1013–1034. DOI 10.1007/BF03213737.

14. Zimmermann O. Destandardization in later age spans in Western Germany: Evidence from sequence analysis of family life courses // Advances in Life Course Research. 2020. Vol. 43. P. 1–15. DOI 10.1016/j.alcr.2019.04.017.

15. Brückner H., Mayer K. U. De-Standardization of the Life Course: What it Might Mean? And if it Means Anything, Whether it Actually Took Place? // Advances in Life Course Research. 2005. Vol. 9. P. 27–53. DOI 10.1016/S10402608(04)09002-1.

16. Billari F. C., Liefbroer A. C. Towards a new pattern of transition to adulthood? // Advances in Life Course Research. 2010. Vol. 15, № 2-3. P. 59–75. DOI 10.1016/j.alcr.2010.10.003.

17. Захаров С. В. Ценностно-нормативные «расписания» человеческой жизни: Представления жителей разных стран о том, когда девушка становится взрослой / Россия в Европе : по материалам международного проекта «Европейское социальное исследование» / А. В. Андреенкова, В. Г. Андреенков [и др.] ; под общ. ред. А. В. Андреенковой, Л. А. Беляевой. Москва : Academia, 2009. С. 347–379. EDN AYHTKQ.

18. Митрофанова Е. С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6, № 4. C. 53–82. DOI 10.17323/demreview.v6i4.10427. EDN GSPPFS.

19. Newcomb T., Koenig K. E., Flacks R., Warwick D. P. Persistence and change: Bennington College and its students after 25 years. New York : Wiley, 1967. 292 р. ISBN 978-0471633808.

20. Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. Проблемы труда и личности / Отв. ред. Г. В. Осипов ; АН СССР ; ИКСИ ; ССА. М. : Наука, 1970. С. 38–53.

21. Caspi A., Bem D. J. Personality Continuity and Change across the Life Course // Handbook of Personality: Theory and Research / Ed. by L. A. Pervin. N.Y. : Guilford, 1990. P. 549–575.

22. Biesanz J. C, West S. G., Kwok O-M. Personality over time: methodological approaches to the study of short-term and long-term development and change // Journal of Personality. 2003. Vol. 71, № 6. P. 905–942. DOI 10.1111/14676494.7106002. EDN EUDBDB.

23. Roberts B. W., Wood D., Smith J. L. Evaluating Five Factor Theory and social investment perspectives on personality trait development // Journal of Research in Personality. 2005. Vol. 39, № 1. P. 166–184. DOI 10.1016/j.jrp.2004.08.002.

24. Chopik W. J., Kitayama S. Personality change across the life span: Insights from a cross-cultural, longitudinal study // Journal of Personality. 2018. Vol. 86, № 3. P. 508–521. DOI 10.1111/jopy.12332. EDN VCUNTI.

25. Inglehart R. F. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton : Princeton University Press, 1990. 504 p. ISBN 978-0691022963.

26. Brim O. G. Jr., Wheeler S. Socialization after Childhood: Two Essays. New York : Wiley, 1966. 116 p. ISBN 978-0471104186.

27. Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. 381 c. ISBN 978-5-7598-0960-9. EDN SDSRBR.

28. Schütze F. Biographieforschung und narratives Interview // Neue Praxis. 1983. Vol. 13, № 3. P. 283–293.

29. Biography and Society / D. Bertaux (ed.). Beverly Hills : Sage, 1981. 309 p. ISBN 0-8039-9800-7.

30. Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографический метод в социологии / В. Семёнова, Е. Фотеева, М. Малышева [и др.] ; ред. Д. Берто, В. Семёнова, Е. Фотеева. М. : ИС РАН, 1996. 426 c. EDN VKDFTB.
Статья

Поступила: 22.11.2023

Опубликована: 23.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Андреенкова, А. В. (2024) ’Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения’, Социологическая наука и социальная практика, 12(1), сс. 6-24. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.1.
Раздел
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ