Городская идентичность и восприятие города в управленческом дискурсе

Научная статья
  • Наталья Анатольевна Костко Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия n.a.kostko@utmn.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1618-4548
    Elibrary Author_id 160794
  • Ирина Федоровна Печеркина Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия i.f.pecherkina@utmn.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4978-0311
    Elibrary Author_id 408122
    ResearchID AAC-5247-2019
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00305 «Социальное пространство умного города: методология управления развитием и социального конструирования».
Для цитирования
Костко Н. А., Печеркина И. Ф. Городская идентичность и восприятие города в управленческом дискурсе. — Социологическая наука и социальная практика, 2024. Т. 12. № 1. С. 136-161. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.7. EDN: HQEUQY

Аннотация

В последние десять лет, без преувеличения, самым распространённым и актуальным является дискурс о городе, его формах, планировании и управлении в условиях неопределённости. Перспективы развития города, городского сообщества зависят не столько от влияния внешних факторов, сколько от артикуляции и репрезентации содержания социального запроса со стороны общества, населения конкретных городов. У горожан сформировано видение настоящего и будущего своего города, а его восприятие у жителей складывается на основе представлений о современном городе и воспроизведено как дискурс в суждениях, мнениях, оценках населения. Городской дискурс есть позиционирование, репрезентация городской идентичности горожан и отражение восприятия идентичности города. Присутствие этого дискурса находим в нарративах горожан о городе. В основе исследования – нарративы личного опыта: рассуждение информантов о том, как они оценивают и воспринимают свой город. Тактика исследования – нарративный анализ, дополненный сентимент анализом (позитивная или негативная подача материала), метод – контент-анализ. Цель работы: исследование восприятия идентичности города горожанами. Новизна работы определена дизайном исследования, сочетающим качественный и количественный подходы, метод триангуляции по Н. Дензину [1, с. 24], а также выбором субъективного параметра (восприятие горожанами своего города) в качестве ориентира для управленческих действий при формировании идентичности города для достижения связности «город – горожанин». Дополнительным вкладом данной работы является выстраивание парной логики связности «город – горожанин» через соотношение показателей городской идентичности горожан и идентичности города на основе эмпирических данных по шести городам Тюменской области. Исследование показало, что горожане с высоким уровнем городской идентичности воспринимают город через личностное участие в его жизни, через проявление субъектности.
Ключевые слова:
город как социальная система, городская идентичность горожан, идентичность города, городское управление

Биографии авторов

Наталья Анатольевна Костко, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
доктор социологических наук, профессор
Ирина Федоровна Печеркина, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии / О. Б. Савинская, А. Г. Истомина [и др.] // Социологические исследования. 2016. № 8 (388). С. 21–29. EDN WHWAVR.

2. Основы социального управления / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев [и др.] ; под ред. В. Н. Иванова. М. : Высш. шк., 2001. 271 с. ISBN 5-06003755-X. EDN VSKYQZ.

3. Среда, которая нас формирует. Как россияне оценивают качество городской среды и динамику ее изменения // ВЦИОМ : [сайт]. 21.10.2020. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/sreda-kotoraya-nas-formiruet-kak-rossiyane-oczenivayut-kachestvo-gorodskoj-sredy-i-dinamiku-ee-izmeneniya (дата обращения: 26.11.2023).

4. Горнова Г. В. Конфликтность городской идентичности: визуальные аспекты // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 3 (25). С. 27–40. DOI 10.23951/2312-7899-2020-3-27-40. EDN KAXAUR.

5. Пакшина И. А. Основные направления формирования идентичности города Саранск (по результатам контент-анализа интернет-сообществ) // Современный город: власть, управление, экономика. 2019. Т. 1. С. 205–215. EDN KXWRBY.

6. Распоряжение правительства РФ от 23.03.2019 № 510-Р (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды» // КОДИФИКАЦИЯ.РФ : [сайт]. URL: https://rulaws.ru/goverment/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-23.03.2019-n-510-r/ (дата обращения: 28.06.2023).

7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб. : Ювента/Наука, 1999. 604 с. ISBN 5-02-026807-0. EDN QWJLFB.

8. Прогнозное проектирование и социальная диагностика : Сб.ст. : [В 3-х книгах] / Отв. ред. Т. М. Дридзе ; АН СССР ; Ин-т социол., М. : ИС АН СССР, 1991.

9. Князева E. Системный подход как основа стратегического управления // Форсайт. 2020. Т. 14, № 4. С. 6–8. DOI 10.17323/2500-2597.2020.4.6.8. EDN LYCDAE.

10. Bauman Z. Identity in the globalising world // Social Anthropology. 2001. Vol. 9, № 2. Р. 121–129. DOI 10.1017/S096402820100009X. EDN FOSBNX.

11. Морозова Е. В., Мирошниченко И. В., Семененко И. С. Развитие сельских местных сообществ: потенциал политики идентичности // Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 56–77. DOI 10.17976/jpps/2020.03.05. EDN OEGKSH.

12. Castells M. The Power of Identity. Second Edition with a New Preface. Singapore : Wiley-Blackwell Publishing Ltd, 2010. 592 р. ISBN 978-1-444-31823-4. DOI 10.1002/9781444318234.

13. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер ; пер. с англ. А. Бойков, А. Лисицына ; 5-е изд. СПб. : Питер, 2002. 688 с. ISBN 5-31800687-6.

14. Пирогов С. В. Контуры визуальных исследований города // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 59–63. EDN RLYNIB.

15. Бурдьё П. Социальное пространство и символическая власть // Thesis. 1993. № 2. С. 137–150.

16. Тевено Л. Какой дорогой идти? Моральная сложность «обустроенного» человечества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 3. С. 84–111. EDN ONCGTP.

17. Де Серто М. По городу пешком / М. Де Серто, пер. с фр. А. Космарский // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 24–38. EDN JWUSGJ.

18. Паутова Л. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2007. № 24. С. 149–168. EDN KVKJCR.

19. Narratives of change: How social innovation initiatives construct societal transformation / J. M. Wittmayera, J. Backhausb, F. Avelinoa [et al.] // Futures. 2019. Vol. 112. Р. 102433. DOI 10.1016/j.futures.2019.06.005.

20. Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 38–61. EDN UGMXOT.

21. Yin Robert K. Qualitative research from start to finish / Yin Robert K. ; Second Edition. New York : The Guilford Press, 2016. 386 р. ISBN 9781462521340.

22. Нечаева А. А. Нарративный анализ как метод исследования коллективной памяти // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 2 (21). С. 81–93. DOI 10.28995/2073-6401-2020-2-81-93. EDN AAXTNI.

23. Terlouw K. From thick to thin regional identities? // GeoJournal. 2012. Vol. 77, № 5. Р. 707–721. DOI 10.1007/s10708-011-9422-x. EDN XNRYVM.

24. Kostko N., Pecherkina I. Urban Identities in Russian Cities and the Prospects of Their “Smart” Development // Changing Societies & Personalities. 2021. Vol. 5, № 4. P. 636–653. DOI 10.15826/csp.2021.5.4.154.

25. Симакова М. А. Забытая теория 1968 г. : Критика повседневности и революционный романтизм Анри Лефевра // Вестник Московского Ун-та. Сер. 12: Политические науки. 2018. № 3. С. 25–38. EDN YXXEEP.

26. Цоллер В. Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика // Филологические науки. 1996. № 6. С. 62–71.

27. Будущее территорий: новые вызовы и инструменты развития : монография / К. Р. Ахтиярова, А. Н. Береговских, А. А. Борисова [и др.] ; под общей ред. Д. П. Соснина. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. 334 с. ISBN 978-5-85006-461-7. EDN DBFBLS.

28. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. (Введение). 2-е изд., испр. М. : Nota Bene, 1999. 224 с. ISBN 5-8188-0005-9. EDN RVRQNP.

29. Mayring P. Qualitative content analysis: theoretical foundation, basic procedures and software solution. Klagenfurt : GESIS, 2014. 144 р. URL: https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-395173 (дата обращения: 01.06.2023).

30. Перси У. Sentiment ayalysis: главные теоретические аспекты и некоторые прикладные подходы // Przegléd Rusycystyczny. 2020. Т. 169, № 1. С. 80–91. DOI 10.31261/pr.7726.

31. Федотова Н. Г. Символические коды городской идентичности (на примере российского и американского городов) // Учёные записки Новгородского государственного университета. 2020. № 8 (33). С. 18. DOI 10.34680/24117951.2020.8(33).18. EDN JMIILO.

32. Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Social Science Information. 1974. Vol. 13, № 2. Р. 65–93. DOI 10.1177/053901847401300204.

33. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с. ISBN 5-7598-0069-8.
Статья

Поступила: 22.01.2024

Опубликована: 24.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Костко, Н. А. и Печеркина, И. Ф. (2024) ’Городская идентичность и восприятие города в управленческом дискурсе’, Социологическая наука и социальная практика, 12(1), сс. 136-161. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.7.