Позиционирование фактов, смыслов и терминов в медиа: теоретические подходы и практика освещения проблематики терроризма
Научная статья
-
Александр Николаевич Чумиков
Институт социологии ФНИСЦ РАН; Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
chumikov@pr-club.com
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7208-9783
Elibrary Author_id 475501Для цитированияЧумиков А. Н. Позиционирование фактов, смыслов и терминов в медиа: теоретические подходы и практика освещения проблематики терроризма. — Социологическая наука и социальная практика, 2024. Т. 12. № 1. С. 94-119. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.5. EDN: CPMWGM
Аннотация
Трактовка и взаимосвязь понятий «факт», «смысл», «термин» на протяжении XX–XXI вв. постоянно находились в зоне интереса исследователей: социологов, философов, культурологов, лингвистов, юристов, а также писателей и журналистов. При этом данная связь, внешне понятная и логичная, осознавалась как всё более сложная композиция, зависящая и от особенностей человеческого восприятия, и от социального моделирования различного рода сообщений целевым аудиториям. В настоящей статье рассматриваются эволюция и современное состояние данных представлений, связанных, с одной стороны, с интернетизацией и медиатизацией общества; а с другой, – с наличием и даже усилением глобальной социально-политической конъюнктуры на межгосударственном и других уровнях. В фокусе исследования автора находится проблематика терроризма как наиболее острая и показательная. Единое, принятое на международном уровне определение терроризма отсутствует. Ещё в большей степени это касается социальной практики, в процессе которой исполнители и заказчики терактов определяются заинтересованными сторонами по-разному, вплоть до полной противоположности. Таким же образом трактуются и непосредственные факты террора, когда фиксация реального события дополняется или полностью подменяется демонстрацией его смыслового наполнения. В статье рассматриваются предпосылки и современная практика создания и последующего применения фактологических, смысловых и лексико-семантических элементов в композициях публикуемых сообщений. С помощью анализа материалов российских и западных средств массовой информации автор исследует изменение целей названных элементов и их роли в воздействии на целевые аудитории. В ходе изучения выдвигается и подтверждается гипотеза о том, что сообщения об актах террора превращаются в инструмент информационной войны, причём их смысловая часть приобретает доминирующий характер. Развиваются технологии проверки фактов на достоверность и выявления первичных целей авторов сообщений. Однако приоритетным типом контрдействий становится формирование у целевых групп стереотипных установок на неприятие таких событий, высказываний и их контентных обозначений в медиа, которые квалифицируются государством как террористические.Ключевые слова:факт, фактчекинг, смысл, смыслообразование, термин, медиа, постправда, стереотип, информационный эталон, терроризмБиография автора
Александр Николаевич Чумиков, Институт социологии ФНИСЦ РАН; Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россиядоктор политических наук, главный научный сотрудник, профессорЛитература
1. Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20 т. Т. 15. М. : Худ. лит-ра, 1964. С. 284–348.
2. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 20 т. Т. 15. М. : Худ. лит-ра, 1964. С. 44–243.
3. Выготский Л. С. Лёгкое дыхание // Психология искусства. М. : Искусство, 1986. С. 146–158.
4. Дюркгейм Э. О. О разделении общественного труда. Метод социологии // Эмиль Дюркгейм ; изд. подгот. А. Б. Гофман ; пер. с франц. М. : Наука, 1991. 572 с. ISBN 5-02-013399-X.
5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности // В. А. Ядов ; 3-е изд., испр. Москва : Омега-Л, 2007. 567 с. ISBN 5-365-00446-9; ISBN 978-5-365-00446-7. EDN QOFZOF.
6. Чумиков А. Н. Факты, смыслы и стереотипы как слагаемые продукта информационной войны // Журналист. Социальные коммуникации. 2022. № 2 (46). С. 19–30. EDN OIIGKM.
7. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // В. И. Ленин. Полное собрание социнений. 5-е изд. Т. 12. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1968. С. 99–105.
8. Чумиков А. Н. Конфликтные коммуникации в медийном поле // Коммуникология. 2021. Т. 9, № 2. С. 125–142. DOI 10.21453/2311-3065-2021-9-2-125142. EDN KTSZVB.
9. Луман Н. Медиа коммуникации // Пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова ; под науч. ред. А. Антоновского. М. : Логос, 2005. 280 с. ISBN 5-8163-0061-х.
10. Луман Н. Общество как социальная система // Пер. с нем. А. Антоновский. М. : Логос, 2004. 232 с. ISBN 5-8163-0061-х. EDN PWOOCR.
11. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2021. № 9. C. 16–25. DOI 10.31857/S013216250015252-0. EDN NKIIOT.
12. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М. : Наука; АН СССР; Ин-т соц. исслед., 1984. 227 с.
13. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуковой. М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с. ISBN 5-93947-016-5. EDN OXCHMG.
14. Информационно-аналитический отчёт о результатах социологического исследования «Мониторинг общественного мнения о мерах по профилактике распространения девиантных идеологий экстремистского толка и по противодействию распространению терроризма». М. : НИИ социологии, 2017. 49 с. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/3128/Extr17.pdf?ysclid=lmusooijhx408699982 (дата обращения: 01.12.2023).
15. Morelli A. Principes élémentaires de propagande de guerre: Utilisables en cas de guerre froide, chaude ou tiéde… Brussel : Aden Belgique, 2010. 222 p. ISBN 9782-930402994.
16. Chiluwa I. E., Samoilenko S. A. Handbook of research on deception, fake news, and misinformation online. Hershey, PA : IGI Global, 2019. 651 p. ISBN 9781522585350. DOI 10.4018/978-1-5225-8535-0.
17. Павлова Е. К. Языковые проблемы глобальной политической коммуникации и перспективы их решения посредством гармонизации национальных тезаурусов. М. : Прометей, 2007. 218 с. ISBN 978-5-7042-2054-1. EDN QOGONB.
18. Перфильева Н. В., Никишина Д. Н. Политические эвфемизмы лексико-семантической группы «терроризм» в СМИ // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013. № 2. С. 95–103. EDN PZDLTB.
19. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления // Пер. с нем., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М. : Республика, 1993. 447 с. ISBN 5-25001496-8.
20. Кушнир А. М., Кафтан В. В. Особенности управления информационными войнами: очевидность и повседневность / А. М. Кушнир, В. В. Кафтан // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12, № 3. С. 525–543. DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(3).525-543. EDN JCFSWO.
21. Rohde J. The last stand of the psychocultural Cold warriors: Military contract research in Vietnam // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2011. Vol. 47, № 3. P. 232–250. DOI 10.1002/jhbs.20509.
22. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание / Ф. И. Гиренок. Москва : Издательство Проспект, 2016. 256 с. ISBN 978-5-392-19235-9. EDN VXNXDV.
23. Ross A. S., Rivers D. J. Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 U.S Presidential Candidates // Discourse, Context and Media. 2017. Vol. 16. P. 1–11. DOI 10.1016/j.dcm.2017.01.001.
24. Серебренникова А. В., Лебедев М. В. Проблемы определения терроризма в международном праве // American Scientific Journal. 2019. № 27-1 (27). С. 38–41. EDN GTTPAK.
25. Волеводз А. Г. О значении выработки общепризнанного понятия «терроризм» и «международный терроризм» // Право международной безопасности: современное видение и сопутствующие проблемы межгосударственного сотрудничества. Сб. научных трудов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко. Екатеринбург : Уральская юрид. академия, 2011. Вып. 3 (7). С. 42–62. ISBN 978-5-7845-0323-7. EDN TELEGZ.
26. Altheide D. Terrorism and the Politics of Fear. Lanham : AltaMira Press, 2006. 247 p. ISBN 978-0759109186.
27. Bhatia A. The Discourses of Terrorism // Journal of Pragmatics. 2009. Vol. 41, № 2. Pp. 279–289. DOI 10.1016/j.pragma.2008.05.016.
28. Spencer A. The Social construction of terrorism: media, metaphors and policy implications // Journal of International Relations and Development. 2012. Vol. 15, № 3. Pp. 393–419. DOI 10.1057/jird.2012.4. EDN SHHYBY.
29. Павлова Е. К. Концепт «терроризм» в глобальном политическом дискурсе: история и современность // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 5А. С. 81– 88. EDN YRSITJ. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture2017-5/10-pavlova.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
30. Гиличинская Ю. И. Fox News, CNN и Al Jazeera: языковые особенности материалов о терроризме // Медиалингвистика. 2018. Т. 5, № 1. С. 73–83. DOI 10.21638/11701/spbu22.2018.106. EDN PJHCDN.
31. Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / З. М. Абдулагаров, Р. Г. Абдулатипов, М. А. Агларов [и др.]. Москва : Аспект Пресс, 2015. 600 с. ISBN 978-5-7567-0783-0. EDN YZGJET.
32. Салов В. П. Международное сотрудничество в области противодействия террористической идеологии, в том числе в сети «Интернет» // Вестник НАК. 2022. № 2 (29). С. 84–86. URL: http://nac.gov.ru/sites/default/files/vestnik.web_.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
33. Регулярные социологические исследования общественного мнения по вопросам противодействия идеологии терроризма за 2012–2013 гг. М. : РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2013. 92 с. URL: https://екатеринбург.рф/file/8d0111338abcd88fe5eb18f0bc8e80ea?ysclid=lmuss6kk98695819419 (дата обращения: 01.12.2023).
34. Чумиков А. Н. Информационный эталон как технология противодействия терроризму // Геополитическая картина мира: угрозы и вызовы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 09–11 декабря 2020 г.) Москва : Московский государственный лингвистический университет, 2022. С. 307–314. EDN HDYPTY.СтатьяПоступила: 16.11.2023
Опубликована: 24.03.2024
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardЧумиков, А. Н. (2024) ’Позиционирование фактов, смыслов и терминов в медиа: теоретические подходы и практика освещения проблематики терроризма’, Социологическая наука и социальная практика, 12(1), сс. 94-119. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.1.5.РазделСОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ