Культурный потенциал современного российского региона: инфраструктура и потребление услуг населением (на примере Вологодской области)

Научная статья
Для цитирования
Косыгина К. Е. Культурный потенциал современного российского региона: инфраструктура и потребление услуг населением (на примере Вологодской области). — Социологическая наука и социальная практика, 2024. Т. 12. № 2. С. 55-77. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.2.3. EDN: LVAZRL

Аннотация

Объектом анализа в статье является культурный потенциал российского региона в контексте развития инфраструктуры и потребления населением услуг культурно-досугового назначения. Цель исследования – выявить количественные и качественные характеристики различных составляющих сферы культуры региона. Эмпирической основой выступают данные статистики, отчёты органов власти, государственные программы и проекты, а также материалы мониторинга общественного мнения населения Вологодской области за 2022 год (n=1500). Методология анализа опирается на ресурсный подход к изучению культурного потенциала региона. Анализ данных статистики показывает негативные тенденции в части сокращения числа культурно-досуговых учреждений в регионе, снижение потребления некоторых видов услуг за 2000–2022 гг., отставание муниципальных районов и сельских территорий от крупных городов в развитии инфраструктуры культуры и досуга. Позитивные изменения связаны с реализацией комплексной государственной культурной политики как со стороны федерального центра, так и со стороны региональной власти: выявлен рост общих бюджетных расходов на культуру при недостаточной доле внебюджетных источников финансирования. В качестве эффективного ресурса нивелирования проблем с привлечением внебюджетных источников приведены примеры участия частных инвесторов в рамках государственно-частного и государственно-муниципального партнёрства. Результаты социологического опроса зафиксировали позитивные изменения в оценках населением общей ситуации в культурно-досуговой сфере региона, выявили спектр востребованных услуг культуры, досуга и спорта, высокий уровень удовлетворённости их качеством, который превосходит среднероссийские показатели. Установлено, что старшее поколение, категория жителей с низким уровнем образования и малообеспеченные жители проявляют меньшую активность в потреблении услуг культурно-досугового профиля. С повышением возраста сокращается посещаемость всех предложенных к выбору учреждений сферы. Комплекс результатов анализа обосновывает потребность использования более дифференцированного подхода к разработке национальной и региональной культурной политики с ориентацией на социально-демографические категории населения, учитывая их потребности.
Ключевые слова:
культурно-досуговая инфраструктура, культура, потенциал, регион, социологическая диагностика, территории, потребление услуг

Биография автора

Ксения Евгеньевна Косыгина, Вологодский научный центр РАН, Вологда, Россия
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Литература

1. Груздева М. А., Ипатова С. С. Развитие региональной сферы культуры в контексте целей национального проекта «Культура» // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). DOI 10.15838/sa.2019.5.22.11. EDN DYKVHS.

2. Weckroth M., Kemppainen T. Human capital, cultural values and economic performance in European regions // Regional Studies, Regional Science. 2016. Vol. 3, № 1. P. 239–257. DOI 10.1080/21681376.2016.1177467.

3. Латова Н. В. Досуговые предпочтения российских специалистов как фактор наращивания человеческого потенциала // Социологический журнал. 2022. Т. 28, № 1. С. 80–100. DOI 10.19181/socjour.2022.28.1.8839. EDN ACUBDE.

4. Каверина Н. А. Ведущая роль культуры в развитии человеческого капитала и новой экономики // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 3 (23). С. 10–16. EDN ZNEOGR.

5. Горшков М. К., Комиссаров С. Н., Карпухин О. И. На переломе веков: социодинамика российской культуры : [монография] / М. К. Горшков, С. Н. Комиссаров, О. И. Карпухин ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. 703 с. ISBN 9785-89697-390-4. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-390-4.2022. EDN ZNLAIZ.

6. Флиер А. Я. Культурологическая интерпретация социальной реальности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3 (47). С. 39–46. EDN WNCUVB.

7. Булочников П. А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности регионов // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 17–28. EDN UWLJBW.

8. Леонидова Е. Г. Приоритеты и угрозы развития регионального туризма // Регионология. 2022. Т. 30, № 3 (120). С. 624–646. DOI 10.15507/24131407.120.030.202203.624-646. EDN EEJSZZ.

9. Латова Н. В. Культурная специфика россиян (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда) // Вестник Института социологии. 2016. № 4 (19). C. 155–179. DOI 10.19181/vis.2016.19.4.433. EDN XWETNN.

10. Карпухин О. И., Комиссаров С. Н. Динамика инфраструктуры культуры // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 4. С. 8–22. DOI 10.34823/SGZ.2022.4.51811. EDN NUQLCC.

11. Ирхен И. И., Орешкова О. А. Ценностно-мировоззренческая ориентация личности: опыт культурной концептуализации // Вестник Костромского государственного университета. 2014. Т. 20, № 7. С. 257–261. EDN UBKQRF.

12. Латова Н. В. Социокультурные ценности российских горожан: модернизация vs традиционность // Terra Economicus. 2022. Т. 20, № 4. С. 99–114. DOI 10.18522/2073-6606-2022-20-4-99-114. EDN SXTYUA.

13. Лапшин В. А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 259–263. EDN QYUCJX.

14. Литвак Р. А. Социокультурное развитие личности в системе общественных отношений // ЦИТИСЭ. 2018. № 2 (15). URL: https://ma123.ru/en/2018/06/sociocultural-development-of-the-person-in-the-system-of-public-relations/. EDN VBLDLL.

15. D’Andrade R. Some kinds of causal powers that make up culture // Explaining Culture Scientifically / Еd. M. J. Brown. London : University of Washington Press, 2008. Р. 19–36.

16. Baculáková K., Grešš M. Spatial Distribution Model for Targeting the Support for Cultural Institutions’ Development: A Case Study of Slovakia // Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2021. № 9 (3). Р. 93–112. DOI 10.46284/mkd.2021.9.3.5.

17. Чернышова О. А. Организационно-экономические аспекты использования культурного наследия в региональном туризме // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 5 (37). С. 208–215. EDN NCOYUL.

18. Варкова Н. Ю. Имидж и бренд территории как её конкурентный ресурс // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2014. № 1. С. 44–48. EDN SAWVGR.

19. Throsby C. D. Economics and Culture. Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2001. 208 р. ISBN 0-521-58639-9.

20. Кузьменко Т. В. Социокультурный потенциал как ресурс развития сельских регионов // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 303–312. EDN QASGWH.

21. Ласточкина О. С. Тенденции развития инфраструктуры социально-культурного назначения сельских территорий // Society and Security Insights. 2022. Т. 5, № 2. С. 149–169. DOI 10.14258/ssi(2022)2-10. EDN MXKRXR.

22. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 1 / М. К. Горшков ; изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Новый хронограф, 2016. 416 с. ISBN 978-5-94881-342-4. EDN WETWRZ.

23. Евменов А. Д., Благова И. Ю. Платные услуги в сфере культуры Российской Федерации: объём рынка, динамика и основные факторы спроса // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 6–17. EDN XINKIZ.

24. Кожевников С. А., Ворошилов Н. В., Секушина И. А. Муниципальные образования региона: проблемы и пути саморазвития. Вологда : Вологодский научный центр Российской академии наук. 2021. 232 с. ISBN 978-5-93299-504-4. EDN FEXPTD.
Статья

Поступила: 24.01.2024

Опубликована: 23.06.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Косыгина, К. Е. (2024) ’Культурный потенциал современного российского региона: инфраструктура и потребление услуг населением (на примере Вологодской области)’, Социологическая наука и социальная практика, 12(2), сс. 55-77. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.2.3.