Студенты как партнёры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры

Научная статья
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия p.a.ambarova@urfu.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
    Elibrary Author_id 259120 SPIN 1351-6671
    ResearchID R-6839-2016
  • Нина Васильевна Шаброва Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия n.v.shabrova@urfu.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-5694-1040
    Elibrary Author_id 586740 SPIN 9074-1730
    ResearchID C-1970-2017
Выражение признательности
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/.
Для цитирования
Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Студенты как партнёры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры. — Социологическая наука и социальная практика, 2024. Т. 12. № 3. С. 56-75. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.3.3. EDN: GJCSUY

Аннотация

В статье показаны потенциал и барьеры реализации концепции студентов как партнёров в научных проектах университетов. Представлен зарубежный опыт реализации данной концепции в различных сферах академической жизни. Обобщены позитивные эффекты и ограничения концепции студентов как партнёров в научно-исследовательском направлении. На основе результатов эмпирического исследования «Научное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики» выявлены предпосылки и барьеры внедрения данной концепции в российских вузах. Раскрыты административные, экономические и социальные барьеры, обусловленные как институциональными и организационными условиями реализации вузовской науки, так и особенностями сложившейся модели взаимоотношений в академической среде между разными поколениями исследователей. Показано положительное влияние вовлечения студентов в грантовые проекты. Доказывается, что такая форма взаимодействия «взрослых» и молодых исследователей создаёт предпосылки реализации принципов концепции студентов как партнёров вуза.
Ключевые слова:
студенты, научно-исследовательская работа студентов, научные наставники, научное наставничество, студенты как партнёры

Биографии авторов

Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, доцент, профессор
Нина Васильевна Шаброва, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, доцент, доцент

Литература

1. What we talk about when we talk about Students as Partners / A. Cook-Sather, K. E. Matthews, A. Ntem , S. Leathwick // International Journal for Students As Partners. 2018. Vol. 2. № 2. Р. 1-9. DOI 10.15173/ijsap.v2i2.3790.

2. Toward theories of partnership praxis: an analysis of interpretive framing in literature on students as partners in teaching and learning / K. E. Matthews, A. Cook-Sather, A. Acai [et al.] // Higher Education Research & Development. 2018. Vol. 38, № 2. Р. 280-293. DOI 10.1080/07294360.2018.1530199.

3. Working as Partners: Course Development by a Student-Teacher Team / Ch. Bengtson, M. Ahlkvist, W. Ekeroth [et al.] // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2017. Vol. 11, № 2. Article 6. DOI 10.20429/ijsotl.2017.110206.

4. McCulloch A. The student as co-producer: Learning from public administration about the student-university relationship // Studies in Higher Education. 2009. Vol. 34, № 2. Р. 171-183. DOI 10.1080/03075070802562857.

5. Students as partners in collaborative course design and educational research / C. Hanna-Benson, Kroeze S., R. Gandhi, T. Haffie, L. M. Wahl // International Journal for Students as Partners. 2020. Vol. 4, № 2. Р. 61-80. DOI 10.15173/ijsap.v4i2.4237.

6. Involving students as partners in a course redesign / A. S. N. Kim, B. Jennings, E. Tolomei, Ch. Schiafone, L. Dafoe // Imagining SoTL. 2022. Vol. 2, № 2. P. 3651. DOI 10.29173/isotl611. EDN RFGWAB.

7. Cook-Sather A., Bovill C., Felten P. Engaging students as partners in learning and teaching: A guide for faculty. San Francisco, CA : John Wiley & Sons, 2014. 304 р. ISBN 978-1-118-43458-1.

8. Healey M., Flint A., Harrington K. Engagement through partnership: students as partners in learning and teaching in higher education. York, UK : Higher Education Academy, 2014. 77 р.

9. Jensen K. S. H., Bagnall D. Student Teaching and Learning Consultants: developing conversations about teaching and learning // The Journal of Educational Innovation, Partnership and Change. 2015. № 1. Р. 1-8. DOI 10.21100/jeipc.v1i1.167.

10. Research-based implementation of peer instruction: A literature review / T. Vickrey, K. Rosploch, R. Rahmanian [et al.] // CBE Life Sciences Education. 2015. Vol. 14, № 1. Р. 1-11. DOI 10.1187/cbe.14-11-0198.

11. Gilley B., Clarkston B. Collaborative testing: Evidence of learning in a controlled in-class study of undergraduate students // Journal of College Science Teaching. 2014. Vol. 43, № 3. Р. 83-91. DOI 10.2505/4/jcst14_043_03_83.

12. Kay A. E., Hardy J., Galloway R. K. Student use of PeerWise: A multi-institutional, multidisciplinary evaluation // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 51, №1. Р. 23-35. DOI 10.1111/bjet.12754.

13. Irvin R. A. The student philanthropists: Fostering civic engagement through grantmaking // Journal of Public Affairs Education. 2005. Vol. 11, № 4. P. 315324. DOI 10.1080/15236803.2005.12001405.

14. Olberding J. C., Ng D., Neikirk M. A. Student Philanthropy: A Handbook for College and University Faculty. Highland Heights, Ky. : Scripps Howard Center for Civic Engagement at Northern Kentucky University, 2010.

15. Драйверы массового вовлечения участников в академический фандрайзинг / М. В. Булыгина, В. Л. Гойко [и др.] // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 61. С. 178-197. DOI 10.17223/19988648/61/12. EDN TTYPLF.

16. Стратегии и практики вовлечения выпускников вузов и массовых жертвователей в деятельность эндаументов: Исследование Центра прикладного анализа больших данных и Центра знаний по целевым капиталам ТГУ / В. Л. Гойко, М. Г. Мягков, Ю. О. Мундриевская [и др.]. Томск : Изд-во ТГУ, 2022. 176 с. ISBN 978-5-907442-84-9.

17. Student staff partnership to create an interdisciplinary science skills course in a research intensive university / Ch. Woolmer, P. Sneddon, G. B. Curry, K. Wallace // International Journal for Academic Development. 2015. Vol. 21, № 1. P. 1-12. DOI 10.1080/1360144X.2015.1113969.

18. Turning the tables: Involving undergrads as researchers in SoTL / C. Popovic, A. Kim, S. Saleh, L. Farrugia // Imagining SoTL. 2021. № 1. Р. 99-115. DOI 10.29173/isotl531.

19. Bovill C. A framework to explore roles within student-staff partnerships in higher education: Which students are partners, when, and in what ways? // International Journal for Students as Partners. 2017. Vol. 1, № 1. Р. 1-5. DOI 10.15173/ijsap.v1i1.3062.

20. Engaging undergraduate student-athletes in research and publication opportunities / E. Jensen, D. Yordanova, L. Denhard [et al.] // The Sport Journal. 2022. URL: https://clck.ru/37pcmR (дата обращения: 30.12.2023).

21. Mentoring undergraduate research in statistics: Reaping the benefits and overcoming the barriers / J. Nolan, K. S. McConville, V. Addona [et al.] // Journal of Statistics Education. 2020. № 28 (2). Р. 140-153. DOI 10.1080/10691898.2020.1756542.

22. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва, Е. В. Кеммет, А. Н. Михайлова // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 7. С. 96-116. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116. EDN JQIVUL.
Статья

Поступила: 22.04.2023

Опубликована: 26.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Амбарова, П. А. и Шаброва, Н. В. (2024) ’Студенты как партнёры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры’, Социологическая наука и социальная практика, 12(3), сс. 56-75. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.3.3.