Патриотизм как социальная ценность: восприятие студенческой молодёжи

Научная статья
Для цитирования
Газиева И. А. Патриотизм как социальная ценность: восприятие студенческой молодёжи. — Социологическая наука и социальная практика, 2025. Т. 13. № 1. С. 142-169. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.1.7. EDN: LBVCUJ

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем в сфере изучения и организации молодёжной политики: оценке и формированию ценности патриотизма. В текущей политической риторике часто говорится о рекордно высоком уровне патриотизма в российском обществе, в том числе в среде студенческой молодёжи, однако при более пристальном изучении социальной среды приходится констатировать некоторую декларативность подобных высказываний. В этой связи целью данной статьи стало определение содержания понятия патриотизма как ценности, которое легло в основу методологии авторского социологического исследования, посвящённого изучению сформированности социальных ценностей в среде студенческой молодёжи. Опрос проведён с 17 мая по 1 июня 2023 г. через личные кабинеты студентов РАНХиГС очной формы обучения (N=4338). По результатам факторного и кластерного анализа массива социологических данных, был сформирован фактор ценности патриотизма, а также выделены типологические группы респондентов, описанные в зависимости от распределения координат центров кластеров и анализа оценок суждений, составляющих содержание фактора патриотизма и дополнительных, уточняющих суждений. Типологическая группа респондентов, находящихся в зоне положительных значений фактора, объединяет «социальных гуманистов»; они высоко ценят ценностные суждения, касающиеся патриотизма, и готовы всячески развивать и поддерживать свою страну; они считают, что благополучие каждого человека неразрывно связано с благополучием общества. Типологическая группа респондентов, находящихся в зоне отрицательных значений фактора (три кластера), объединяет «социальных индивидуалистов»; они отрицательно относятся к патриотизму как социальной ценности и не готовы делиться со своей страной плодами своего труда, не считают себя чем-то обязанными ей. Третья типологическая группа, традиционно, промежуточная, объединяет «социально неопределившихся»; её представители находятся в зоне нейтральных, нулевых значений фактора и не демонстрируют выраженного положительного или отрицательного отношения к ценности патриотизма. С целью определения организационно-методических подходов к формированию ценности патриотизма по результатам корреляционного анализа был сформирован перечень ценностей, являющихся родственными ценности патриотизма, из которых половина оценивается резко отрицательно «социальными индивидуалистами», а половина – положительно. Предполагается, что основанная на положительно оцениваемых ценностях разработка механизмов реализации молодёжной политики, направленной на повышение уровня патриотизма, будет более эффективна и в части формирования патриотизма среди студентов, относящихся к нему негативно. Это составляет следующую исследовательскую задачу автора.
Ключевые слова:
социальные ценности, патриотизм, молодёжная политика, молодёжь, высшее образование

Биография автора

Инна Александровна Газиева, Институт общественных наук РАНХиГС, Москва, Россия
кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник

Литература

1. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 1 / М. К. Горшков ; изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Новый хронограф, 2016. 416 с. ISBN 978-5-94881-342-4. EDN WETWRZ.

2. Фадеев П. В. Российская государственно-гражданская идентичность сквозь призму восприятия истории, культуры и общественно-политической жизни // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 3. С. 78–95. DOI 10.19181/snsp.2022.10.3.9198. EDN BXPPWR.

3. Халий И. А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2 (394). С. 67–74. EDN YGAMSJ.

4. Schatz R. T., Staub E., Lavine H. On the Varieties of National Attachment: Blind Versus Constructive Patriotism // Political Psychology. 1999. № 20. Р. 151–174. DOI 10.1111/0162-895X.00140.

5. Кузнецов И. М. Патриотизм региональной молодёжи в социологическом измерении (на примере Пензенской области) // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 2. С. 25–40. DOI 10.19181/snsp.2023.11.2.2. EDN JHXXVO.

6. Елишев С. О. Социальное манипулирование молодёжью : монография. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. 336 с. ISBN 978-5-88373-554-6. EDN SWQCFM.

7. Дюркгейм Э. Социология её предмет, метод, назначение. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2006. 352 с. ISBN 5-88373-037-Х.

8. Парсонс Т. Система современных обществ. М. : Аспект Пресс, 1998. 270 с.

9. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. : Республика, 1998. 413 с.

10. Газиева И. А. Социальная среда как фактор изменения ценностей студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. C. 54–72. DOI 10.31992/08693617-2024-33-2-54-72. EDN DUADYA.

11. Shin H. J., Schwartz M. The Duality of Patriotism // Peace Review. 2003. Vol. 15, № 4. Р. 419–426. DOI 10.1080/1040265032000156672.

12. Wang J., Jia S. The Contemporary Value of Patriotism // Advances in Applied Sociology. January 2015. Vol. 5, № 05. Р. 161–166. DOI 10.4236/aasoci.2015.55015.

13. Motoi G. Values as an object of study for the American and the French sociology. A review of F. Znaniecki’s and R. Boudon’s perspectives // Social Sciences and Education Research Review. 2017. № 4 (2). Р. 222–230.

14. Розов М. А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности / Отв. ред. А. Н. Кочергин. Новосибирск : Наука, 1987. С. 5–26.

15. Corten A. Valeurs sociales et économies au seuil de la croissance : Essai de sociologie de la connaissance. Paris, Louvain : Les Éditions Nauwelaerts, 1967. 233 p.

16. Nathanson S. Patriotism, Morality, and Peace. Lanham : Rowman & Littlefield, 1993. 227 p.

17. Газиева И. А. Социология ценностей: методология исследования : монография. М. : Инфра-М, 2024. 253 с. ISBN 978-5-16-019683-1. DOI 10.12737/2133680. EDN RNJQLC.

18. Бушуев В. В., Голубев В. С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М. : ЛЕНАНД, 2018. 112 с. ISBN 978-5-9710-5415-3.

19. Голубев В. С. Основы экосоциогуманизма. М. : ИНФРА-М, 2022. 158 с. ISBN 978-516-017476-1. DOI 10.12737/1856825. EDN IXDXPS.
Статья

Поступила: 16.07.2024

Опубликована: 23.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Газиева, И. А. (2025) ’Патриотизм как социальная ценность: восприятие студенческой молодёжи’, Социологическая наука и социальная практика, 13(1), сс. 142-169. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.1.7.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП