Структурные факторы развития дополнительного профессионального образования

  • Елена Михайловна Авраамова Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ eavraamova@vandex.ru
  • Владимир Николаевич Титов Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики vtitov@hse.ru
Для цитирования
Авраамова Е. М., Титов В. Н. Структурные факторы развития дополнительного профессионального образования. — Социологическая наука и социальная практика, 2015. № 2. С. 59-75.

Аннотация

Развитие человеческого капитала понимается сегодня как основной ресурс успешного функционирования экономики, в связи с чем различные экономические субъекты вкладывают средства в развитие компетенций работников, поскольку только квалифициро­ванный персонал способен обеспечить как собственный карьерный рост, так и конкурентное преимущество национальной экономики в быстроразвивающемся и изменяющемся мире.Авторы исходили из того, что, с одной стороны, потребность в растущем человече­ском потенциале кадрового состава возникает вместе с ростом экономического поло­жения отрасли / предприятия в расчёте на ещё большие конкурентные преимущества, к которым человеческий потенциал имеет непосредственное отношение. В этом случае предприятие готово инвестировать в человеческий потенциал с расчётом на достаточно быструю отдачу. Но возможна и другая ситуация, когда экономическое положение от­расли / предприятия, напротив, ухудшается, и руководство стремится сократить неэф­фективные и мало эффективные рабочие места.Информационной базой послужило исследование, реализованного РАНХиГС летом 2013 года, включающее экспертные личные интервью с акторами системы непрерыв­ного образования: представителями руководства предприятий приоритетных отраслей и образовательных центров — 10 респондентов; стандартизированные интервью в форме телефонного опроса представителей HR-служб предприятий, функционирующих в прио­ритетных направлениях развития экономики (600 респондентов); анкетный телефонный опрос потребителей образовательных услуг, непосредственно прошедших обучение в рамках приоритетных направлений развития экономики (401 респондент).Авторы пытались увязать потребность предприятий в повышении знаний и навыков ра­ботников с уровнем их экономического развития и инновационной активностью. Кроме того, рассматривались проблемы кадрового выбора, определялся приоритет повышения базовых трудовых компетенций, сравнивались формы дополнительного образования, практикуемые предприятиями и фирмами.Еще одним фокусом рассмотрения стали результаты дополнительного профессионального образования для самих работников и предприятий, раз­личающихся размером и успешностью экономической деятельности.
Ключевые слова:
человеческий потенциал, дополнительное профессиональное образование, ключевые трудности компетенции

Биографии авторов

Елена Михайловна Авраамова, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института социального анализа и прогнозирования
Владимир Николаевич Титов, Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики
доктор экономических наук, доцент 

Литература

Диденко Д. В. Накопление человеческого капитала и эффективность образования в контексте модернизации российского общества // Экономика образования. 2012. № 6. С. 4-18.



Ключарёв Г. А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы // Социологические исследования. СоцИс. 2010. № 2. С. 83-91.



Мареева С. В. Практики инвестирования среднего класса в свой человеческий капитал // TERRA ECONOMICUS. 2012. Том 10. № 1. С. 165-173.



Мильнер Б. З. Концепция управления знаниями в организации // Российский журнал менеджмента. Том 1, № 1, 2003. С. 57-76.



Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике // Проблемы теории и практики управления». 2006, № 9. С. 8-14.



Мильнер Б. З. Управление знаниями — вызов XXI века // Вопросы экономики. 1999, № 9. С. 109-120.



Овчинникова Ю. В. Динамика накопления человеческого капитала на фоне других ресурсов // Народонаселение. 2010. № 1. С. 50-54.



Российский работник: образование, профессия, квалификация. / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 156 C.



Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институционализация в европейском контексте. // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. / Отв. ред. Г. А. Ключарёв. М.: ИСРАН, 2008. С. 16-37.



Barros, R. From lifelong education to lifelong learning. Discussion of some effects of today’s neoliberal policies. // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. Vol .3, No. 2, 2012, pp. 119-134.



Robert, Y. GRIT: The Skills for Success and How They Are Grown. London: Young Foundation. 2009. — 104 C.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Авраамова, Е. М. и Титов, В. Н. (2015) ’Структурные факторы развития дополнительного профессионального образования’, Социологическая наука и социальная практика, (2), сс. 59-75. доступно на: https://socnp.ru/index.php/snsp/article/view/3060 (просмотрено: 23ноябрь2024).