Профессиональная самопрезентация научно-педагогических работников в виртуальных социальных сетях
Научная статья
-
Галина Зиновьевна Ефимова
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
g.z.efimova@utmn.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-4826-2259
Elibrary Author_id 571660ResearchID N-8362-2016Выражение признательностиСтатья подготовлена в рамках гранта РНФ, № 19-18-00485 «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности».Для цитированияЕфимова Г. З. Профессиональная самопрезентация научно-педагогических работников в виртуальных социальных сетях. — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 2. С. 57-79. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.2.4. EDN: OORROT
Аннотация
В современной трудовой сфере образ работника в виртуальном пространстве имеет осязаемую ценность, становясь значимым социальным ресурсом при трудоустройстве и последующем карьерном продвижении. Степень востребованности личного бренда в онлайн-среде связана с особенностями конкретных профессий. Для научно-педагогических работников самопрезентация в виртуальных соцсетях значима не только для их карьерного роста, развития социального капитала и личного бренда, но также ценна как фактор научной коммуникации. Грамотная профессиональная самопрезентация в виртуальном пространстве помогает формировать благоприятный социальный имидж, повышающий престиж университетского преподавателя и учёного. В период пандемии и вызванного им перехода образовательной и научно-исследовательской деятельности в онлайн-пространство, значительно возросла востребованность профессиональной самопрезентации работников сферы образования в виртуальной среде. В статье анализируются практики профессиональной самопрезентации научно- педагогических работников в виртуальных социальных сетях. Представлена типология стратегий использования универсальных социальных сетей (ВКонтакте и др.) и профессиональных (научных) социальных сетей (Research Gate, Academia Edu, Mendeley). Особый исследовательский интерес сконцентрирован на практиках коммуникации и профессиональной самопрезентации посредством виртуальных социальных сетей. Выявлены преимущества и ограничения использования преподавателями онлайн коммуникации, а также определены виды приоритетных результатов, которых достигают или хотели бы достичь пользователи. Эмпирической базой анализа являются данные опроса, проведённого методом полуструктурированного интервью исследовательским коллективом с участием автора статьи 120 научно-педагогических сотрудников шести российских университетов, вошедших в реализацию проекта «5–100». По результатам исследования сформирована классификация преподавателей высшей школы в зависимости от наличия у них информации и стремления транслировать контент в виртуальных социальных сетях: эксперты и лидеры мнений; консерваторы; спамеры; пассивные; отсутствующие. Построена типология стратегии профессиональной самопрезентации научно-педагогических работников в виртуальных соцсетях: добровольная, вынужденная, неприоритетная профессиональная самопрезентация; отказ от самопрезентации (внешний или внутренний).Ключевые слова:профессиональная самопрезентация, научно-педагогические работники, преподаватель, профессорско-преподавательский состав, университет, личный бренд, профессиональный имидж, виртуальные социальные сетиБиография автора
Галина Зиновьевна Ефимова, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россиякандидат социологических наук, доцент, профессорЛитература
1. Arkin R. Self-presentation styles // Impression management theory and social psychological research / Ed. J. T. Tedeschi. NY : Academic Press, 1981. P. 311– 333. DOI 10.1016/B978-0-12-685180-9.50020-8.
2. Селиванова Л. И. Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 6. С. 219–223. EDN QAPEYZ.
3. Schoenbrunner A., Gosman А., Bajaj A. Framework for the creation of ethical and professional social media content // Plastic and Reconstructive Surgery. 2019. № 144 (1). Р. 118e–125e. DOI 10.1097/prs.0000000000005782.
4. Sczesny S., Kaufmann M. C. Self-presentation in online professional networks: Men’s higher and women’s lower facial prominence in self-created profile images // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 8. Р. 2295. DOI 10.3389/fpsyg.2017.02295.
5. Tifferet S., VilnaiYavetz I. Self-presentation in LinkedIn portraits: Common features, gender, and occupational differences // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 80. Р. 33–48. DOI 10.1016/j.chb.2017.10.013. EDN YIDTQP.
6. On the self-serving function of social anxiety: Shyness as a self-handicapping strategy / Ch. Snyde, T. W. Smith, R. W. Augelli, R. E. Ingram // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 48. Р. 970–980. DOI 10.1037//0022-3514.48.4.970.
7. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. Санкт-Петербург : Речь, 2007. 224 с. ISBN 5-9268-0547-3
8. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Edinburgh : University of Edinburgh Social Sciences Research Centre, 1956. URL: https://monoskop.org/images/1/19/Goffman_Erving_The_Presentation_of_Self_in_Everyday_Life.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
9. Ефимова Г. З. Профессиональное продвижение преподавателей высшей школы в виртуальных социальных сетях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 317–341. DOI 10.14515/monitoring.2022.2.2120. EDN IQMMDH.
10. Roman L. Using Social Media to Enhance Career Development Opportunities for Health Promotion Professionals // Health Promotion Practice. 2014. Vol. 15, № 4. Р. 471–475. DOI 10.1177/1524839914535213.
11. Bailey A. Social media: the good, the bad, and the ugly // Plastic Surgical Nursing. 2019. Vol. 39, № 3. Р. 66. DOI 10.1097/psn.0000000000000271.
12. Ефимова Г. З., Грибовский М. В., Сорокин А. Н. Социальный престиж научно-педагогического работника в России и Европе: специфика субъективного восприятия профессии // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 117–139. DOI 10.17323/1814-9545-2022-2-117-139. EDN DRAJBY.
13. Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Этические риски медиаприсутствия преподавателя высшей школы в социальных сетях // XI Международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д. Белла – 1919–2019)» : Материалы конференции. (Санкт-Петербург, 21–23 ноября 2019 года) / Отв. ред. В. Ю. Перов. Санкт- Петербург : ООО «Сборка», 2019. С. 119–120. EDN DCLCWM.
14. Chugh R., Grose R., Macht S. Social media usage by higher education academics: A scoping review of the literature // Education and Informational Technologies. 2021. № 26. Р. 983–999. DOI 10.1007/s10639-020-10288-z.
15. Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Е. А. Вишленкова [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Вишленковой, И. М. Савельевой ; пер. с нем. К. Левинсона ; пер. с пол. Д. Добровольского. М. : ИД НИУ ВШЭ, 2013. 386 с. ISBN 978-5-7598-1046-9.
16. Merton R. K. The Matthew Effect in Science // Science. 1968. Vol. 159, № 3810. Р. 56–63.
17. Merton R. K. The Matthew Effect in Science II: Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS. 1988. Vol. 79, № 4. Р. 606–623.
18. Weber M. Wissenschaft Als Beruf. 1919. URL: https://www.molnut.uni-kiel.de/ pdfs/neues/2017/Max_Weber.pdf (дата обращения: 22.12.2022).СтатьяПоступила: 30.01.2023
Опубликована: 23.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
HarvardЕфимова, Г. З. (2023) ’Профессиональная самопрезентация научно-педагогических работников в виртуальных социальных сетях’, Социологическая наука и социальная практика, 11(2), сс. 57-79. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.2.4.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ